Диакон

(14) Истории религии известны космогонические теории, согласно которым Творцу просто не удалось сделать мир, таким, каким Он его хотел. Библия утверждает, что замысел Бога удался вполне.

(15) Если мы в рассказе Моисея о создании мира представим себе Бога максимально антропоморфно, как «старца», как «мастера» сооружающего Вселенную, то в руке у Него мы должны будем увидеть резец скульптора. В созданной Им в первый день бесформенной глыбе он день за днем отделяет сердцевину. Он отделяет свет от тьмы, воды под небом от воды выше небес, отделяет сушу от моря, выводит жизнь из земли и из воды, человека отделяет от мира животных. Эдемский сад отделяется от остального мира, а в самом Эдеме дерево познания добра и зла (и древо жизни) отделяется от всех остальных деревьев... Это разделение, с одной стороны, вносит в мир многообразие, а с другой – защищает лучшее от слияния с посредственным, обыкновенным, худшим... От изначально бесформенной глыбы отделяются все новые и новые пласты и песчинки, чтобы открыть в нем некий прекрасный лик. Надо ли напоминать, что на самом деле Бог Библии есть Дух и потому приведенный только что образ скульптора нельзя понимать сколь-нибудь буквально?

(16) И назвал (17) Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро (18): день (19) один. (Быт. 1.5)

(16) Вновь повторяется тема божественного слова, которым мир творится и удерживается от распада в изначальную неразличимость или в небытие. «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32,6).

(17) Поскольку свет произошел позднее «первоматерии» – темная часть суточного цикла предшествует светлой. Отсюда в богослужебном календаре сутки идут от вечера к утру. Для иудеев субботний покой, например, наступает вечером в пятницу. У православных празднование воскресенья начинается с «воскресной всенощной», которую служат, однако, в субботу вечером. Каждый новый решительный прорыв в становлении мироздания, согласно повествованию Моисея, приходится на «вечер», на ночное время. Ночь – время творческих вдохновений и время зачатий. Моисей говорит, скорее, не о шести «днях» творения, а о шести «ночах». Днем лишь набирает силу и вырастает в должную степень то, что прорвалось в бытие творческой ночью.

(18) Слово «йом» в еврейском языке означает не только сутки, но и вообще некоторый ограниченный промежуток времени. То, что речь не могла идти еще об астрономических сутках, следует из того, что создание Солнца и луны относится Моисеем к четвертому «дню». Христианская традиция, ссылаясь на слова Псалтыри «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89,5), склонна понимать «шесть дней» творения как шесть основных эпох возникновения мироздания. Вопрос о длительности этих «дней» считается не имеющим вероучительного характера. Если чудо растянуть во времени – оно не перестанет быть менее чудесным.

(19) «День один»: «вечер» и «утро», тьма и свет здесь не воспринимаются как враждебные друг другу начала, они составляют единое целое. Значит, «тьма» первых стихов Библии не имеет нравственно-отрицательной окраски. Нет такого зла, которое изначально сопутствовало бы Вселенной; нет такого зла, которое было бы совечно Богу или даже современно миру. Зло – это «новинка» в мироздании. Было время, когда его не было.

(20) И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так). (Быт. 1.6)

(20) Еврейское слово «ракия», переведенное на русский как «твердь», буквально означает «пустое пространство», и происходит от глагола «рака» – «простирать, растягивать». Ср. слова Христа: «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону» (Мф. 5,22). На греческий язык слово «ракия» переведено stereoma. В мир «первоводы» вносится расчленение, пространственные структуры.

И создал Бог твердь и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. (Быт. 1.7)

И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй. (Быт. 1.8)

(21) И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.) (Быт. 1.9)

(21) «Собирание вод» по гречески передается глаголом ????????? (sistymata). Структура мироздания все усложняется.

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. (Быт. 1.10)