Диакон

– А Вас не смущает сам факт, что Вы сейчас преподаете от кафедры, которая до недавнего времени называлась кафедрой научного атеизма?

– По-моему, мы сейчас взаимно гордимся этим: кафедра гордится тем, что воспитала меняcx 291; я горжусь тем, что в моей биографии был такой экзотический фактcxi.

– У Вас дома обширная фонотека, даже шедевры рок-музыки; на книжной полке у Вас фотография Высоцкого – как это все совмещается с христианством, верой в Бога?

– Рок-музыка – это то, что осталось от прежнего, и то, что жалко стирать как воспоминание о молодости. Что касается Высоцкого, то да, для меня это очень дорогой был человек, который в период моего выбора – я не скажу, что он привел меня к Православию, – но он создал ту внутреннюю психологическую атмосферу, в которой это стало возможным. За это я Высоцкому благодарен.

– Чем Вам не угодили Рёрихи, что Вы на них так ополчились? Вы столько про них пишете, что, можно сказать, подготовили им обвинительные свитки на Статный Суд?

– Нет, к Страшному Суду надо готовить самого себя, а не своих оппонентов. Просто сегодня в России самая массовая форма религиозного сознания – это оккультизм.

В оккультизме самая цементированная группка и самая авторитетная, даже для светских людей, связана с Рерихами. Меня интересует не столько даже критика их доктрин – это уже давно пройденный для меня этап, – мне гораздо интереснее другое: через сопоставление с этими радикально антихристианскими доктринами многое становится понятнее в самой внутренней логике христианства. Потому что христианское вероучение, апостольское, святоотеческое учение, даже сам канон Нового Завета – слагались в эпоху, когда Церковь жила в оккультно-языческом окружении. И сейчас оккультизм и язычество снова вокруг нас, и поэтому многие вещи, которые могли быть непонятны в «спокойном», «христианском» XIX веке, – сегодня они становятся гораздо яснее. Интеллигенту 60-х годов нашего века было бы очень трудно объяснить, зачем нужна святая вода. В 90-х годах XX века это объяснить уже легче.

– Когда Вы успеваете писать так много книг и статей?

– А я и не успеваю.

– Ну а как же они выходят?

– Не успеваю в том смысле, что не хватает времени как следует дорабатывать и отрабатывать все, что хотелось бы. Оттого я вновь и вновь возвращаюсь к одним и тем же темам и текстам и все время дополняю свои первые издания.