Диакон

Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.

Умойся в утренней заре, как в море,

Очнись, вот этот мир, войди в него», –

так гётевский Фауст излагает основы мистики Сведенборга.

xxix ««Считаете ли Вы, что и научно обоснованный марксистский атеизм может дать приемлемые ответы о смысле и целостном значении человеческой жизни?» «Марксистский атеизм при рассмотрении этих вопросов исходит из научных материалистических взглядов на смысл и цель человеческой жизни, и как таковой он дает целостный ответ на вопрос о смысле и значении человеческой жизни в плане активного Участия личности в общественной жизни»» (интервью митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия радио ФРГ. 1970 г.)77.

xxx Так когда-то произошло преображение японского дзюдо в русское самбо. «Я хотел бы напомнить о происхождении русского самбо. Русское самбо возникло удивительным способом. Святой равноапостольный архиепископ Николай, основатель Японской Православной Церкви, в какой-то момент понял, что японская борьба дзюдо – это не только формирование физической силы, но это еще и способ духовной закалки. Он тогда послал, одного из своих семинаристов в самую лучшую школу дзюдо. И семинарист овладел этой техникой, оставаясь православным христианином, а затем предпринял попытку наполнить технику тем, что дает православная духовная традиция. Этот человек, который позже стал советским разведчиком, был основоположником школы самбо» (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл)78.

xxxi Первая публичная реакция – заметка Романа Вершилло «Мерзавец, автор детских книг» (поскольку в маленькой заметке, всецело посвященной мне, эта характеристика ни к кому другому не прилагается, она, очевидно, про меня). Заметка была опубликована на интернет-сайте Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» (руководитель – протоиерей Александр Шаргунов)80. Еще раньше этот Комитет счел, что путь к нравственному возрождению лежит через мой расстрел81. Из прочтения моей книги «Школьное богословие» автор статьи «Перебежчики» Н.Алексеев сделал вывод, что «убитые души детей не волнуют перебежчика дьякона Андрея Кураева»82, сама же книга есть «сатанизм под камуфляжем»83. А из оргвывода последовал и приговор: «Что же можно сказать? Сурово, но справедливо поступал с перебежчиками генерал Туркул»84. А поступал он так: «Чекиста расстреляли без пощады»85. Кстати, в этом же выпуске «Антихриста в Москве» протоиерей Александр Шаргунов делится своим интеллектуальным опытом: он наконец-то достиг понимания того, почему именно надлежит «наказывать смертной казнью за пропаганду безбожия»86. Что ж, если христианская проповедь называется «сатанизмом под камуфляжем», а борьба «за нравственное возрождение» не брезгует расстрелами и клеветой, – то тут уж и в самом деле приходится сказать: духом антихриста повеяло по Москве...

xxxii Вот что пишут об этом историки. «Колдовство до XV века мы совершенно не встречаем»91. «Первый случай преследования ведьмы произошел в 1498 году»92. «Колдовство было мало распространено в Средние века, да и к концу XV – началу XVI веков оно не стало слишком популярным. Церковный собор в Валенсии, проходивший в 1248 году, не отнес колдунов к еретикам и постановил, что дело с ними должны иметь только епископы. В случае нежелания покаяться и при упорстве их приговаривали к тюремному заключению на срок, определяемый епископом. Вернар Гун говорил, что Святая палата не должна заниматься еретиками, а потому почти во всех случаях, когда колдуны представали перед его трибуналом, он попросту передавал их дела в руки епископских судов... Почти до конца XIV века колдовство считалось исключительным делом Церкви. Светская власть не пыталась ни искоренить, ни терпеть его, а дела колдунов передавались светским судам лишь в редких случаях. Но к 1390 году, несмотря на некоторые попытки Пап удержать дела колдунов в пределах обычных церковных дел, мы видим, как показывают документы, светские суды все чаще признают ересь преступлением, и что епископы с инквизиторами переставали вести суды над колдунами»93. «Костры в Европе заполыхали раньше: в конце XII века»94. Но жгли тогда еретиков, а не колдунов.

xxxiii «Впоследствии появляется еще одна «знаменитость» – профессор-оборотень, каждое полнолуние превращающийся в волка... В общем, если кому-то зачем-то от нечего делать захочется окунуться в болото оккультизма, он может получить это сомнительное удовольствие, взяв в руки книги о Гарри Поттере. Другой вопрос – а стоит ли это делать? Ведь испокон веков известно, что при заигрывании человека с бесами на кон ставится его душа»95.

xxxiv «А что можно сказать об утверждении в той же книге в качестве непреложного факта существования тела человека без души? Святитель Феофан Затворник утверждал, что душа имеется даже у «дурачков от природы»» (монахиня Евфимия)96. Да ничего не надо говорить! В сказках вообще ничто не может сообщаться «в качестве непреложного факта»! «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

xxxv В той же антипоттеровской статье упоминается сказка Урсулы ле Гуин «Волшебник земноморья». И говорится: «Среди предметов, которые изучались в школе волшебников, придуманной ле Гуин, была наука об истинных именах всех земных вещей и предметов, что давало неограниченную власть над ними тем, кто их знал. Гностические или нью-эйджеровские корни этого предмета очевидны»99. Странно, что монахиня не заметила библейских корней этого представления. Ведь идея о том, что знание имени есть получение власти над именуемым, встречается уже в библейском повествовании об Эдемском саду...

xxxvi «Монахам никаких по кельям писем, как выписок из книг, так и грамоток совестных без собственного бдения настоятеля под жестоким на теле наказанием никому не писать, чернил и бумаги не держать, кроме тех, которым собственно от настоятеля для общедуховной пользы позволится; и того над монахи прилежно надзирать, понеже ничто так монашеского безмолвия не разоряет, как суетные их и тщетные письма. А ежели которому брату случится настоящая письма потреба, и тому писать в трапезе из общей чернильницы и на бумаге общей за собственным настоятеля своего позволением, а самовольно того не дерзать под жестоким наказанием»101.

xxxvii Вот диалог «поттероборца» с православным богословом С. Худиевым на интернет-форуме: «– Пока что ни Вы, ни кто-либо из Ваших сторонников не изложили своей точки зрения: в чем же причины коллективного помешательства детей на ее книгах? – В том, что они дети. Я помню себя ребенком – мы каждые полгода на чем-нибудь помешивались. После фильма «про Робин Гуда» бегали с деревянными мечами (помню, мне набили пару синяков), после «мушкетеров» – вовсю дрались на шпагах (боюсь, что в масштабах страны даже выкололи один-два глаза). «Поттеромания», по крайней мере, не требует острых и тяжелых предметов. – К чему может привести «поттеромания» (игрушечная магия), как массовое явление, охватившее весь христианский мир? – Да ни к чему. К чему привела «робингудомания» или «мушкетеромания»? А вот к чему привела «поттерофобия» уже видно – людей оттолкнули от Церкви, враги христианства ликуют и смакуют «ведьмоискательские» высказывания христиан... Существует интенсивная кампания по выставлению христиан агрессивными, неумными и недобросовестными людьми – это есть на самом деле. Существуют ценнейшие услуги, оказанные антихристианской пропаганде. За такие услуги надо награждать какой-нибудь вольтеровской премией... Все антихристианские сайты с криками радости цитируют антипоттеровские заявления христиан – ну мы же вам говорили, какие они, эти «христиане».103

xxxviii Тому Либанию, который на смертном одре со скорбью ответил близким на вопрос, кого из воспитанников он желал бы назначить своим преемником по школе: «Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане»104. Это тот Иоанн, которому потом предстояло войти в историю с прозвищем Златоуст.