NON-AMERICAN MISSIONARY

233 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Т.1. М., 1980, с. 401.

234 Современные зарубежные исследования по философии и генезису науки (позднее Средневековье и Возрождение). Сборник обзоров. М., ИНИОН, сс. 144-145.

235 св. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, 1. Творения. т. 2. кн. 1. Спб., 1896, с. 25.

236 А. де Сент-Экзюпери. Цитадель. // Согласие. N.3, 1993. с. 210.

237 преп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Троице-Сергиева Лавра, 1911, сс. 109 и 111.

238 Тертуллиан. О целомудрии // Творения. ч.2. Спб., 1849, с. 114. Для сравнения напомню, что восточнохристианский подвижник свт. Пафнутий, напротив, “целомудрием называл соитие с законной женой” (Сократ Схоластик. Церковная история 1,11).

239 См.: Августин // Православная Энциклопедия. М., 2000, т.1. с. 103.

240 Преп. Анастасий Синаит. Избранные творения. М., 2003, сс. 154-155.

241 Митроп. Елевферий. Об Искуплении. Письма митрополиту Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями «Догмат искупления» и «Опыт христианского православного катихизиса». Париж, 1937, сс. 41-42.

242 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений. // Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, с. 536.

243 Цит. по: свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена // Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 60.

244 Попов В. С. Обзор хронографов русской редакции. Два выпуска. М., 1866-1869, вып. 2. сс. 98-99.

245 Августин, епископ Иппонский. Творения. ч. 7. - Киев, 1912. с. 229.

246 К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс и Ф Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1986, с. 58.

247 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, с. 500.

248 Святой дон Мануэль Добрый, мученик // Мигель де Унамуно. Избранное. т.2. Ленинград, 1981, сс. 116-117.

249 «Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на "недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке", а также напомнил пастырям о необходимости "соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни"» («Основы социальной концепции РПЦ).

250 Толкин Дж. Властелин колец. Спб., Амфора, 2002, с. 804. «Это единственное место в трилогии, где Толкин употребляет слово «языческий» (heathen), которое в отличие от слова pagan используется английском языке только в христианском контексте... Сначала Толкин считал это оговоркой, но позже изменил свое мнение. За словом heathen стоит сам автор-христианин, не удержавшийся от того, чтобы не высказаться устами своих героев” (Каменкович М. Каррик В. Комментарии // Толкин Дж. Властелин колец. Спб., Амфора, 2002, с. 1208).

251 Данте. Пир 2,8 // Малые произведения. М., 1968, с. 149.

252 Паладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 1992, сс. 180-181.

253 Цит. по: Кутепов Н. Раскол донатистов. Казань, 1884, с. 271.