NON-AMERICAN MISSIONARY

588 При этом Мороз-Велес считался богом мудрости, творческих сил, и он особо отвечал за связь временного земного мира с миром вечным, потусторонним. Индоевропейская основа однокоренных слов мерзнуть и мороз (merg- morg-) связана с понятием изнурения, уничтожения; в русском: мор, морить, мертвый (см.: Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1994. Т. 1. С. 524). От этого корня образуется и наименование древнеславянской богини зимы и смерти — Мораны (Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 1047). «Убивая, переводя из этого мира в иной, Мороз являет силу своего чудотворения, зримо сохраняя тела, словно бы для чаемого уже христианами будущего воскресения… Сказка о двух Морозах, Красном и Синем Носе, уже с подспудным христианским переосмыслением язычества представляет Мороз как стихию одушевленную, недобрую по отношению к людям, но способную повредить только грешникам. Такое нравственно осмысленное ограничение возможностей Мороза соотносится с христианским представлением о действиях нечистой силы, попускаемой Богом в наказание грешникам» (Моторин А. От язычества к Православию. Образ Мороза в русской словесности // Всерусский собор. СПб., 2003, № 3. С. 327–328).

589 Богушева Е. Чем бы дитя ни тешилось… С. 77.

590 Ср.: Мф. 18, 3.— Ред.

591 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002. С. 25–26.

592 Святитель Григорий Богослов. На лицемерных монахов // Творения: В 2 т. Т. 2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 254.

593 Святитель Григорий Богослов. О своих стихах // Творения. Т. 2. С. 408–410.

594 Святитель Григорий Богослов. Максиму // Творения. Т. 2. С. 268–269.

595 Crouzel H. Origen. Sibiu, 1999. Р. 79.

596 Впрочем, может, подобные повести Иероним не столько принимал сам, сколько проповедовал другим: «В этом сочинении (речь идет именно о Житии святого Павла Фивейского,— А. К.) для пользы простейших мы много старались об уничтожении словесных украшений. Но не знаю, отчего сосуд, даже наполненный водой, издает все тот же запах, каким был пропитан, пока не был в употреблении» (Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 10. К Павлу, конкордийскому старцу // Творения: В 7 т. Т. 1. Киев, 1893. С. 27).

597 См.: Панченко А. М. О русской истории и культуре. С.125.

598 Клеман О. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель, 1993. С. 298.

599 Старинные диковинки. Волшебно-богатырские повести XVIII века. М., 1991. С. 47 (Библиотека русской фантастики. Т. 3. Кн. 1).

600 Святитель Филарет, митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. С. 173.

601 Инок Иннокентий. Гарри Поттер и популяризация колдовства (http://www.komitee.r2.ru/gpotter2.htm).