Свящ. Димитрий КаплунАзбука православного христианина-СОДЕРЖАНИЕ Символ Веры Бог Отец Господь Иисус Христос Дух Святой

2. Сокрушение или печаль о совершенных грехах, которые приводят человека в состояние страха и трепета перед правосудием Божиим.

3. Решимость избежать греха, решительное намерение исповедать его и расстаться с ним, ясное сознание, что грех – это враг наш, единственная причина всех наших несчастий.

4. И, наконец, сама Исповедь – честное и открытое признание духовному отцу во всех своих грехах и пороках с верой в милосердие Божие и надеждой на полное прощение исповеданных грехов.

Поэтому неправильно поступают те христиане, которые все дело покаяния сводят к одной исповеди, а исповедь заключают в том, что духовник у них выспрашивает грехи и задает вопросы. Напротив, кто истинно кается, у того от избытка сердца глаголют уста, а сердце такого человека полно покаянных чувств.

Последствия истинного покаяния заключаются в том, что, во-первых, человек перестает совершать исповеданный грех, а во-вторых, приносит плоды покаяния, т.е. совершает добродетели, противоположные ранее совершенным грехам, когда бывший чревоугодник начинает поститься, блудник становится целомудренным, жестокий – милосердным и т.п.

К исповеди нельзя идти иначе, как только примирившись со всеми обидчиками или обиженными тобой по слову Христа: "если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". (Мф.6:15) Это справедливо, так как на исповедь мы идем просить у Бога прощения нам огромного долга, а сами зачастую не хотим простить нашим должникам гораздо меньшего. В случае, если мы не можем немедленно примириться с ближним по причине его отсутствия, дальней поезки и пр. - мы должны в сердце положить непременно примириться с ним, как только встретимся.

К таинству Покаяния православные христиане обычно приступают перед другим очень важным таинством – Причащения.

В Таинстве Причащения христианин под видом хлеба и вина принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Евангелие рассказывает о том, что это таинство учредил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери перед Своим Распятием. Человек в этом таинстве соединяется с Самим Богом и получает залог вечной жизни. Христос говорил об этом так: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек". (Ин.6:53-58) Учение Христа о таинстве Своих Тела и Крови было настолько необычно и удивительно, что даже некоторые ученики говорили: "какие странные слова! кто может это слушать?" (Ин.6:60)

Смысл Причащения состоит в том, что, таинственно соединяясь с в этом таинстве с Христом, человек постепенно обоживается, уподобляется Богу. Большинство из нас, наверное, слышали библейские слова, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Но не все знают, что после грехопадения Адама, человек совершенно утратил подобие Божие, а образ Божий в себе разрушил и омрачил. Образ Божий состоит в наличии у человека безсмертного духа, ума и воли. Как сломанная и запачканная икона не годна к богослужебному употреблению, так и омраченный образ Божий в нашей душе (т.е. развращенный ум, омертвелый дух и воля, склонная ко злу) не годен для служения Богу. Через регулярное Причащение душа постепенно исцеляется, образ Божий восстанавливает свои первозданные черты, и человек вновь понемногу приобретает богоподобие, т. е. святость.

В наше время, разумеется, находятся такие скептики, которым непонятен смысл христианской обрядовости вообще. Они предпочитают говорить и думать, будто для веры им достаточно "иметь Бога в душе", а ходить в Церковь и участвовать  в таинствах – это им непонятно и лишне. Такие люди, к сожалению, забывают, что человек существо духовно-телесное и сочетает в себе эти две природы, как внешнюю и внутреннюю. Эти природы нельзя разделить в живом человеке. Если человек кого-то или что-то любит в душе, то неизбежно он проявляет эту любовь и внешне. Представьте себе, что невеста перед свадьбой заявила бы жениху: "Милый, я люблю тебя – но в душе. Внешним же проявлениям этой любви я не придаю никакого значения. Поэтому я не буду кушать с тобой за одним столом, разделять с тобой ложе, да и вообще останусь жить у мамы. Но ты знай, что моя любовь к тебе в моей душе безгранична". Будет ли такой брак настоящим?

Между тем, союз души человека с Богом тоже невозможен без того, чтобы человек внешним образом не выражал свою внутреннюю любовь к Богу. Господь восхотел, чтобы внешний образ богопочитания имел свои благообразные и подобащие формы. Поэтому самые ключевые моменты в духовной жизни христианина – такие, как покаяние, рождение в новую жизнь и т.п. – Сам Господь Иисус Христос увязал с конкретными священными действиями – троекратным погружением в воду, помазанием елеем, возложением рук и т.д. В Ветхом Завете Бог на горе Синай тоже дает Моисею вполне конкретные и подробные указания, каким должен быть первый храм (скиния), какие в нем должны быть изображения, как должны быть одеты священники.

Поэтому хотя сколько-нибудь верующему человеку нельзя бездумно отрицать значения церковных обрядов и таинств. Все они неслучайны и несут в себе глубокий смысл и символику. Нужно лишь постараться разузнать, какой именно смысл в них заключен и что именно они дают человеку. Но чтобы понять этот смысл недостаточно поверхностного, книжного знания. Потребно еще духовное разумение, "ум Христов", который человек постепенно приобретает, стараясь исполнять евангельские заповеди. Только благочестию открывается подлинное знание. Грехи же, особенно смертные, помрачают разум.

Поэтому и к принятию Св. Таинств нужно приступать, очищая свое сердце покаянием, постом и молитвой. Накануне Св. Причастия должно держать особенно строгий пост, после полуночи не употреблять ни крошки хлеба, ни капли воды, не курить и проводить время в тишине и молитве. Нужно прочитать положенные каноны и молитвы к Причастию, которые есть в каждом Молитвослове. Но самое главное – это понять, что в Таинстве Причастия человек таинственно соединяется с Самим Господом Иисусом Христом и должно нам подготовить свою душу для такого соединения. Способы подготовления могут быть разными, но все они должны быть чужды механическому исполнению "ритуала", ведь первое, что Господь от нас ждет – это сосредоточенного внимания ума и стремления сердца к Нему, Единому.

К сожалению, в наше время многие люди утратили сознание святости брачных уз. Бытует представление, что брак и блудное сожительство ничем не отличаются друг от друга. "Зачем идти в Церковь", "зачем ставить штамп в паспорте" – так рассуждают некоторые безответственные люди. Между тем, если даже не принимать во внимание мистической стороны церковного Таинства Брака, то даже брак, признанный обществом, брак "со штампом" отличается от блудного сожительства точно так же, как отличается серьезная крепкая дружба от компаньонства в каком-нибудь предприятии – степенью взаимных обязательств. Когда компаньоны начинают какое-нибудь предприятие – они совместно действуют лишь в той степени, поскольку они выгодны друг другу, а дружба предполагает еще и нравственные обязательства. Как бандиты, которые сходятся вместе только для того, чтобы удобней совершить преступление (один хорошо лазает в форточки, а другой взламывает сейфы), так и пара, живущая в блудном сожительстве, лишь удобна и выгодна друг другу по тем или иным причинам. Например, женщина хорошо готовит, у мужчины есть деньги, они любят друг друга – но не берут на себя никакой ответственности. Случись завтра, что один "компаньон" решил найти себе другого "компаньона" – и их уже ничто вместе не держит и не связывает. Когда человек с легкостью меняет друзей и не держит никаких обязательств, его зовут предателем. На такого человека нельзя положиться. Неверность, непостоянство – дурные качества, они осуждаются и Богом, и людьми.