Свящ. Димитрий КаплунАзбука православного христианина-СОДЕРЖАНИЕ Символ Веры Бог Отец Господь Иисус Христос Дух Святой

Поэтому не надо думать, что Божественное наказание есть наказание уголовное. Нет, Бог не уголовная инстанция. Но Он создал определенный нравственный миропорядок, и в этом нравственном миропорядке посеянное зло в конце концов оборачивается против того, кто его посеял. Человек несет ответственность за то, что он создал, причем эта ответственность связана с глубокой солидарностью людей. Люди связаны между собой, и когда мы творим зло, то это не наше личное дело — это всегда распространяется вокруг. Поэтому извечный вопрос, который мы задаем Богу, видя множество страданий вокруг: "Почему страдает невинный" - имеет простой, но не всем очевидный ответ: "Из-за чужих грехов".

Однако, как можно оправдать человечество, одновременно не нарушив Саму Правду, Саму Справедливость? Требования Милости и Справедливости, как будто, противоречат друг другу. Милость хочет простить, Справедливость требует наказать. Но и наказать, и простить следует так, чтобы не погубить человечество, не сделать его еще хуже, но привести к святости и совершенству. Решение неочевидно. Но "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь". (Ис.55:8)

Перед тем, как попытаться объяснить каким удивительным и чудным образом Господь спас человечество от греха, хочу сделать небольшое отступление. В первые годы после октябрьского переворота в 1917 году в России, безбожники решили устраивать религиозные диспуты с тем, чтобы, как они надеялись, "разоблачать поповские выдумки". С одной стороны на этих диспутах выступал кто-нибудь из верующих людей (чаще всего в этом соглашались участвовать живоцерковники-обновленцы), с другой – кто-нибудь из ловких на язык атеистов, например, нарком Луначарский. Одним из излюбленных приемов безбожников было воспользоваться каким-нибудь софизмом, логическим утверждением, содержащим в себе подвох, внутреннюю закавыку, с тем, чтобы смутить оппонента и заслужить одобрение публики. Одним из таких софизмов был следующий:

- Если Бог есть, то Он всемогущ? - спрашивал кто-нибудь из безбожников у оппонента, - Так вот, может ли Всемогущий Бог сотворить такой камень, который Он Сам не смог бы поднять?

Ответить на этот вопрос, кажется, невозможно с точки зрения формальной логики. Ведь если Бог может создать такой камень, то будучи Всемогущим, как же Он не сможет его поднять? Если же Он сможет Его поднять, следовательно, Он не может сотворить такой неподъемный камень. Таким образом, безбожники хотели показать, что идея Всемогущего Бога содержит в себе внутреннее противоречие, и следовательно, Бог не существует.

Но один из русских религиозных философов (утверждают, что это был Н. Бердяев) блестяще ответил на этот вопрос во время религиозного диспута. Он замечательно показал всю ограниченность формальной логики, сославшись на очевидный пример из реальной жизни.

- Бог может создать такой камень, - ответил философ, - и Бог уже создал такой камень. Этот камень - человек и его свободная воля.

Действительно, Всевышний, даровав человеку свободную волю в выборе между добром и злом, очевидным образом показал нам всем, что Он способен сотворить такой камень, который Он сам "не может" поднять. Но к словам философа, мы можем добавить и то, что Господь, сотворив такой неподъемный камень, как человек с его свободной волей, все же "поднимает" его, (то есть спасает человека от греха), одновременно его не "поднимая", (то есть не нарушая свободы человеческой воли).

Парадокс? Как это может быть?! - спросите вы.

Действительно, парадокс, ответим. Но это не должно нас удивлять, как уже не удивляют физиков парадоксы и тайны сотворенного Богом мира, например, парадоксы квантовой механики, знаменитого "шредингеровского кота" - такого явления, когда частица существует одновременно в двух и более позициях, в "суперпозиции", когда "шредингеровский кот" "жив и мертв" одновременно. (Желающих более подробно ознакомиться с этими парадоксами, отошлем к учебнику квантовой физики).

Но нам, для того, чтобы понять парадокс и тайну человеческого спасения, не нужно обращаться к таким сложным учебникам. Достаточно лишь ясным взором веры взглянуть на происшедшее в Палестине 2000 лет тому назад. И мы увидим, как для того, чтобы спасти человечество от греха, от страданий и смерти, Бог совершает чудное и парадоксальное дело: Он Сам становится человеком.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Выше мы говорили о том, что Бог мог простить нас и избавить от греха, либо лишив нас свободы воли, либо "закрыв глаза" на нашу злобу. Но первый путь несогласен с Божественной Любовью,  а второй - с Божественной Правдой. Оставался только третий путь - путь Жертвы, путь выкупа, путь Искупления.

Мы знаем из юридической практики, что преступник, осужденный на длительный срок, бывает выкуплен от наказания путем внесения денежного или имущественного залога его друзьями или родственниками. Таким образом, за преступление, совершенное одним лицом, страдают (через потерю денег или имущества) его ближние. По любви к преступнику невинный родственник страдает за чужой грех.