Православие и современность. Электронная библиотека.

Лев Иванович Поливанов был директором весьма известной московской гимназии, которая так и называлась в обиходе "Поливановской", и председателем комиссии по устроению Пушкинских юбилейных торжеств в 1899 году Вл. Соловьев посвятил его памяти некролог. И вот однажды к ужасу семьи эмансипированная гувернантка Поливановых заявила своей хозяйке, что брак, по ее мнению, "безнравственное дело", ибо "в нем человек постоянно насилует себя", и что она берется всякому мужчине вскружить голову и "завлечь" его. Позже она же пришла к идее брака втроем162.

Знаменитая Александра Коллонтай проповедовала свободу полового чувства, а идею взаимной принадлежности в любви рассматривала как частнособственническую и недостойную коммуны, восхваляя "свободную любовь пчел трудовых". Среди комсомольцев двадцатых и тридцатых годов была распространена теория "стакана воды", признававшая случайную связь столь же "естественной и необходимой", как глоток воды во время жары. Массовым тиражом был издан роман "Без черемухи", провозглашавший "коммунистический", по мнению его автора, стиль отношения полов "без букетов роз и черемухи". На сценах шла пьеса "Квадратура круга", персонажи которой мирно и полюбовно обменивались женами. Составленный А. Богдановым "Декамерон Боккаччио" рекомендовался в качестве антирелигиозного пособия.

Последующим поколениям в школах на уроках литературы по существу проповедовали свободную любовь "на примерах" Анны Карениной и Катерины из "Грозы163", а слова пушкинской Татьяны "...я другому отдана; я буду век ему верна" объясняли ее дворянской ограниченностью. И почти не говорили о том, что же такое - хранить крепость брака. О любви говорили только как о страсти, а если и упоминали брак, то рисовали его как личное счастье, как удовлетворение сильной страсти, которая изображалась тем прекраснее, чем более неудержимой она была, - говорили, что чувствами не управляют. Но ведь главные свойства страсти - это ее безрассудность и переменчивость.

Конечно, и тогда было много хороших браков, "браков любви". Это были традиционные браки, но не они определяли мировоззренческое отношение к семье. Печать, школа, институт, общедоступные лекции обрушили на молодежь воззрение, согласно которому семья - это исторически преходящая, временно возникшая на основании экономических потребностей ячейка общества, а сама любовь возникла лишь в средние века, во времена рыцарских романов.

В довоенные и послевоенные годы учащимся полагалось изучать работу Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", где сказано: "...длительность чувства индивидуальной половой любви весьма различна у разных индивидуумов, в особенности у мужчин, и когда оно иссякло или вытеснено новой страстной любовью, то развод является благодеянием как для обеих сторон, так и для общества". Автор пророчествует время, когда появится "поколение женщин, которым никогда не придется отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Им будет соответствовать и новое поколение мужчин164".

В начале 80-х годов в Черниговской области было проведено социологическое исследование отношения молодежи к добрачным половым связям165. Выяснилось, что по морально-этическим соображениям осуждали добрачные связи 33.2%, по практическим соображениям ("может оставить", "как игра - неизвестно чем кончится", "могут заставить жениться", "можно получить венерическое заболевание" и т.д.) - 22.3%, осуждали, но не дали пояснений 2.9%. Одобряли добрачные отношения из прагматических соображений 8%, одобряли, но не дали объяснений 5%, оправдывали любовью 24.9%, не имели четкого отношения 3.1%.

Таким образом, по тем или иным соображениям осуждали добрачные связи 58.4%, одобряли или оправдывали 38.5%. Не смогли четко определить свои взгляды 8.5% опрошенных.

Обращает на себя внимание очень высокий процент молодежи, подходящей к оценке добрачных связей с прагматических позиций - 30.3%. Видимо, прав Д. Немировский (материалами которого мы воспользовались, несколько их перегруппировав), когда он пишет: "нередко за "либерализацией" сексуальной жизни скрывается потребительская психология"; добавим - в самом грубо-плотском и материально-мещанском смысле166.

Остается сказать, что среди молодых людей одобряли добрачные отношения 43.6%, осуждали 53.5%, не определили своего отношения 2.9%, среди девушек соответственно 33.5%, 63.1%, 3.4%.

Образовательный ценз несомненно оказывает влияние на взгляды и привычки людей. Так, среди лиц с неполным средним образованием оправдывает добрачные связи треть, из получивших среднее образование - значительно более трети, а из студентов и лиц с высшим образованием - более половины опрошенных, - вот уж поистине плоды современного просвещения! При этом если в первых двух группах девушки более традиционны, то в последней дифференциация по полу отсутствует, и более половины студенток, учительниц и т.д. считает возможными для себя добрачные связи.

Вот она, - та точка, о которой с таким восторгом и пафосом писал Энгельс, точка, за которой уже нет ни брака, ни семьи. Для этих молодых женщин никогда не будет существовать понятия супружеской верности. Пушкинская Татьяна, несомненно, кажется им жалкой и отсталой дурехой. Да, они "не отказываются от близости из-за боязни экономических последствий". Пророчество исполнено!

Картина современных нравов многим напоминает древний Рим, когда христианство со своими взглядами на семью и брак, на взаимоотношения мужчины и женщины резко контрастировало с воззрениями позднеантичного общества периода Империи, более того - осознанно себя ему противопоставляло. Вот и тогда для всех слоев общества было характерным свободное отношение полов. Блудницами по нужде и без нужды ("из любви к искусству") кишели города Средиземноморья. Говоря словами Тацита, "...развращать и быть развращенными считалось идти в ногу с веком167". В знатных и богатых семьях, как и теперь, всячески избегали деторождения. Новорожденных, почему-либо нежелательных, убивали, - и это не считалось преступлением168, как и в наше время аборт. Общество отошло от старинных патриархальных римских добродетелей, прославивших его в свое время, - как и сейчас множеству кажутся смешными, нелепыми и старомодными такие понятия, как честь семьи, репутация, доброе имя, помолвка. Известно, что те, кто не идет и не желает идти "в ногу с веком", могут подвергаться в молодежных коллективах самой жестокой травле вплоть до зверского изнасилования и убийства.

Конечно, в последние годы нравственная ситуация в обществе резко ухудшилась, но при этом нужно видеть, что многое, о чем раньше умалчивали, просто вышло на поверхность. Ведь приведенная нами статистика показывает, что и в начале 80-х гг. более половины студентов и студенток положительно относилось к добрачным связям. Примерно в то же время один иностранец, опоздавший на научный конгресс и поселенный в студенческом общежитии, сказал: "Да, теперь я вижу - в Советском Союзе свобода. У нас такое бывает только в домах терпимости, а из студенческого общежития за такое у нас уже давно бы выбросили". Другой наблюдатель заметил: "Дома терпимости называются в СССР домами отдыха и санаториями".

К сожалению, приходится отметить и низкий уровень нравственности сотрудников медицинских учреждений, причем моральная деградация в среде представителей некогда святой профессии ("Лука, врач возлюбленный", - пишет апостол Павел об апостоле и евангелисте Луке в Кол 4:14) сказывается и на отношении к больным. Глубокий внутренний смысл содержится в перемене наименования сестра милосердия (в народе говорилось милосердная сестра) на медсестра, лишенное в сущности всякого смысла.