Православие и современность. Электронная библиотека.

Обращает на себя внимание очень высокий процент молодежи, подходящей к оценке добрачных связей с прагматических позиций - 30.3%. Видимо, прав Д. Немировский (материалами которого мы воспользовались, несколько их перегруппировав), когда он пишет: "нередко за "либерализацией" сексуальной жизни скрывается потребительская психология"; добавим - в самом грубо-плотском и материально-мещанском смысле166.

Остается сказать, что среди молодых людей одобряли добрачные отношения 43.6%, осуждали 53.5%, не определили своего отношения 2.9%, среди девушек соответственно 33.5%, 63.1%, 3.4%.

Образовательный ценз несомненно оказывает влияние на взгляды и привычки людей. Так, среди лиц с неполным средним образованием оправдывает добрачные связи треть, из получивших среднее образование - значительно более трети, а из студентов и лиц с высшим образованием - более половины опрошенных, - вот уж поистине плоды современного просвещения! При этом если в первых двух группах девушки более традиционны, то в последней дифференциация по полу отсутствует, и более половины студенток, учительниц и т.д. считает возможными для себя добрачные связи.

Вот она, - та точка, о которой с таким восторгом и пафосом писал Энгельс, точка, за которой уже нет ни брака, ни семьи. Для этих молодых женщин никогда не будет существовать понятия супружеской верности. Пушкинская Татьяна, несомненно, кажется им жалкой и отсталой дурехой. Да, они "не отказываются от близости из-за боязни экономических последствий". Пророчество исполнено!

Картина современных нравов многим напоминает древний Рим, когда христианство со своими взглядами на семью и брак, на взаимоотношения мужчины и женщины резко контрастировало с воззрениями позднеантичного общества периода Империи, более того - осознанно себя ему противопоставляло. Вот и тогда для всех слоев общества было характерным свободное отношение полов. Блудницами по нужде и без нужды ("из любви к искусству") кишели города Средиземноморья. Говоря словами Тацита, "...развращать и быть развращенными считалось идти в ногу с веком167". В знатных и богатых семьях, как и теперь, всячески избегали деторождения. Новорожденных, почему-либо нежелательных, убивали, - и это не считалось преступлением168, как и в наше время аборт. Общество отошло от старинных патриархальных римских добродетелей, прославивших его в свое время, - как и сейчас множеству кажутся смешными, нелепыми и старомодными такие понятия, как честь семьи, репутация, доброе имя, помолвка. Известно, что те, кто не идет и не желает идти "в ногу с веком", могут подвергаться в молодежных коллективах самой жестокой травле вплоть до зверского изнасилования и убийства.

Конечно, в последние годы нравственная ситуация в обществе резко ухудшилась, но при этом нужно видеть, что многое, о чем раньше умалчивали, просто вышло на поверхность. Ведь приведенная нами статистика показывает, что и в начале 80-х гг. более половины студентов и студенток положительно относилось к добрачным связям. Примерно в то же время один иностранец, опоздавший на научный конгресс и поселенный в студенческом общежитии, сказал: "Да, теперь я вижу - в Советском Союзе свобода. У нас такое бывает только в домах терпимости, а из студенческого общежития за такое у нас уже давно бы выбросили". Другой наблюдатель заметил: "Дома терпимости называются в СССР домами отдыха и санаториями".

К сожалению, приходится отметить и низкий уровень нравственности сотрудников медицинских учреждений, причем моральная деградация в среде представителей некогда святой профессии ("Лука, врач возлюбленный", - пишет апостол Павел об апостоле и евангелисте Луке в Кол 4:14) сказывается и на отношении к больным. Глубокий внутренний смысл содержится в перемене наименования сестра милосердия (в народе говорилось милосердная сестра) на медсестра, лишенное в сущности всякого смысла.

Несмотря на официальное запрещение проституции, она процветала и в СССР, и в дружественных ему странах; впрочем, при отсутствии в кодексах соответствующей статьи бороться с нею было невозможно, а статьи не было потому, что считалось, что язвы капитализма изжиты (вспомним новую женщину Энгельса, не боящуюся "экономических последствий"!).

...О таких вещах не принято писать в духовной и богословской литературе. Но увы! О них приходится кричать, как о пожаре, и впору бить в набат. В этом огне нравственного безумия, охватившем общество, обгорели и некоторые дети христианских семей. К сожалению, родители часто не представляют той обстановки, той среды, в которой приходится находиться их детям. Надо очень взвешенно относиться к тому, чтобы посылать детей на учебу в другие города, к собственным длительным отлучкам из дома. Детей следует носить на раменах родительской молитвы.

Когда слышится мат, когда идут соответствующие разговоры, пусть христианские юноши и девушки читают Иисусову молитву и другие краткие молитвословия. Соблюдение своих нравственных принципов - это одна из форм христианского исповедания в миру. Соблюдая эти принципы, нередко приходится пройти через насмешки и издевательства, однако опыт показывает, что выдержавшие это впоследствии приобретают уважение и авторитет среди ранее их поносивших. Стойкость всегда уважается. Блюдите, како опасно ходите.

Развращать человека не только легко, но и экономически выгодно, и хотя выгода от этого временная, но тем не менее жажда высоких прибылей перевешивает. Порнографические открытки и фильмы, порнографическая литература (сладок некогда запретный, а ныне неподцензурный плод) выходят в открытую торговлю во имя "свободы личности" - и ради наполнения кармана производителей и мафии. Один из самых выгодных бизнесов - продажа наркотиков, и некоторые страны рассматривают распространение наркотиков как средство борьбы за мировое господство. Два греха властвуют над миром - жажда денег и жажда власти, - и оба используют развращение ради того, чтобы сделать развращаемых безвольными потребителями своей продукции.

Христианин должен выработать в вопросах семьи и брака, взаимоотношения полов, свою внутреннюю позицию, враждебную взглядам и деяниям современного мира. В этих вопросах дружба с миром означает вражду с Богом. Полуигра с миром, желание идти "в ногу с веком" сбила с пути многих, и, упав, кто-то из них сумел подняться, а кто-то и нет. Необходимо решительным образом подчеркнуть, что христианин, сорвавшийся в разврат, разрушающий, а не созидающий свою семью, грешит не только против себя и ближних, но и поносит имя Христа, учеником Которого он себя считает. Противодуховно проповедовать и менять мужей или жен; проповедь дела Христова превращается при этом в приятное щекотание нервов и самолюбование... Очнитесь! Вспомните слова апостола Павла: Царства Божия не наследуют прелюбодеи (см. 1 Кор 6:9).

Моральное наследие незримо, но действенно. Вспомните, как около святых ютились ученики, которые потом, расходясь, основывали новые центры подвижничества. Точно так же распространяются зло и грех. Какое наследие вы принимаете, какое передаете грядущим поколениям?

Матери (и особенно матери-одиночки) жалуются на дочерей, которые в 15-16 лет бросают учебу, надолго исчезают из дома и на все попытки их урезонить отвечают апелляцией к жизненному опыту самих матерей и их подруг, - и тем нечего сказать. Матери, подумайте о своих дочерях!