Православие и современность. Электронная библиотека.

14 Авраам Линкольн говорил: "Не говорите С нами Бог, а спросите себя, С Богом ли вы? Бог всегда с нами, а мы можем быть не с Богом".

15 По-славянски нудится, то есть "берется, достигается, получается в результате терпеливого, настойчивого, нудного труда". Общепринятый перевод на русский силою берется не совсем эквивалентен каноническому церковнославянскому тексту.

16 Перевод: "крестящиеся во (имя) Христа в Него облачаются". - Изд.

17 Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947, с. 351.

18 Цит. по: Троицкий С. В. Христианская философия брака. Paris, б. г., с. 220.

19 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия // Православие в современном мире. М.-У., 1981.

20 Это подчеркивал еще свт. Игнатий Богоносец.

21 Свт. Игнатий Богоносец (I в.), Тертуллиан (II в.), прот. Иоанн Мейендорф и др.

22 Выражение свт. Игнатия Антиохийского (Богоносца), см. Писания мужей Апостольских. СПб., 1895, с. 310.

23 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 5:22-24.

24 Там же.

25 Пожалуй, возвращение древнего обряда бракосочетания и невозможно. Причащение в завершении венчания требует серьезного пересмотра сложившегося чина.

26 Настоятель храма Святого пророка Илии, что в Обыденском переулке г. Москвы (+ 1962).

27 Еп. Феофан (Говоров, 1815-1894), прозванный Затворником, канонизированный в 1988 г., оставил после себя огромное литературное наследство, до сих пор привлекающее к себе ищущих путей духовного совершенства.

28 Еп. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1908, сс. 241- 243. Имеется ряд современных переизданий.

29 См. там же.

30 Цит. по: Мансуров С. Очерки по истории Церкви // Богословские труды. Сб. 7. 1971, с. 91.

31 Имеется в виду свт. Григорий Каппадокийский (Неокесарийский).

32 Свт. Василий Великий. Творения. Т. III. СПб., 1911, с. 234.

33 Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. IV. М., 1889, с. 51.

34 Цит. по: Пестов Н. Е. Пути к совершенной радости. Ч. 9.

35 "По молитвам и под руководством жены своей образовался он - добрый пастырь, и она показала пример доброй пасомой", - пишет Григорий Богослов (Творения. Ч. I. М., 1889, с. 219). "Супружество их равночестно, согласно и единодушно, и не столько плотский союз, сколько союз добродетели и единении с Богом" (Там же).

36 Причислен к лику святых в 1996 г. решением Архиерейского собора Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат).

37 Полезно прочесть в книге Н. Е. Пестова "Пути к совершенной радости" (в самиздате ходила под псевдонимом Г. Р. Б. "Грешный раб Божий") часть 9-ю, посвященную воспитанию детей. В ней, к сожалению, прослеживается подспудная тенденция, хотя она и не сформулирована четко: автор защищает принцип изоляционистского воспитания, то есть максимально возможной изоляции детей от мира. В наше время такая тенденция, которую пытаются проводить в некоторых семьях, утопична. Детей надо готовить к встрече с миром.

38 Ин 17:15, в синод. переводе: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. - Изд.

39 Иногда встречаются иереи, которые требуют, чтобы младенцев с утра перед причастием не кормили грудью. С такими требованиями согласиться нельзя. Они свидетельствуют об отсутствии бытового и даже духовного опыта: обряд ставится впереди таинства.

40 Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. В 2-х томах / Сост. Барсов М. Изд. 2. СПб., 1893; Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний Св. Апостолов / Сост. Барсов М. Изд. 2. М., 1903. Прекрасное пособие - неоднократно переиздававшийся многотомник епископа Михаила (Грибановского) "Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архимандрита Михаила". Ему же принадлежат труд "Деяния и послания Святых Апостолов с Апокалипсисом на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями" и изумительная книга "Над Евангелием", где автор делится с читателем своими переживаниями, возникшими при чтении Святого Евангелия. Известны Толкования на Новый Завет Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарии, и многих других. Толкования на ряд Посланий составил свт. Феофан Затворник (Говоров). Толкований на отдельные места Евангелия великое множество и у отцов Церкви, и у современных проповедников. В методическом плане представляет ценность "Пособие по изучению Евангелия от Марка", неоднократно переиздаваемое Русским христианским студенческим кружком. Последнее, четвертое издание - М., 1919 г. Можно отметить и ряд книг-пособий, продающихся сейчас в храмах Русской Православной Церкви; "Закон Божий для семьи и школы", составленный протоиереем Серафимом Слободским.

41 Тем не менее не может быть общего правила - отдавать или нет ребенка в ясли или детский сад. Решение нужно принимать самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств. Общий принцип - ребенок должен жить жизнью семьи; это значит, что нельзя жертвовать его интересами, исходя из желания облегчить себе жизнь, но не следует и создавать для него такие преимущества, которые семье не по силам, - это породит лишь отдаление, высокомерие и эгоизм. И при любых условиях совершенно недопустимо, чтобы православные родители не уделяли детям должного внимания под тем предлогом, что это мешает их собственной духовной жизни.