Православие и современность. Электронная библиотека.

viii Апокатастасис (от греч. ????????????? – возвращение, восстановление, приведение в первоначальное состояние) – термин, который использовал Ориген, вкладывая в него такой смысл, что обратятся, воссоединятся с Богом и спасутся все твари, в том числе диавол. Учение это было отвергнуто Церковью в VI в., как ересь.

ix Синергия (от греч. ???????? – содействующий, помогающий) – соработничество Бога и человека. Спасение человека есть дело Богочеловеческое, оно непременно требует полноты участия как Божественного, так и человеческого начала. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и через него благодать Божия: Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам (Иак. 4, 8). Об этом согласно друг с другом учили все святые отцы Православной Церкви. Наиболее полную разработку понятие синергии получило в работах свт. Григория Паламы. У отца Рафаила слово «синергия» в отношении диавола приведено по аналогии и, конечно, такое сочетание кажется непривычным.

x Монада (от греч. ????? – единица, единое) означает элемент бытия, рядоположенное монаде понятие – «диада». Понятие монады было введено в античной философии, в платоновской Академии, под влиянием пифагореизмаи впоследствии широко использовалось вплоть до ХХ века. Специальное учение о монадах, монадологию, создал Лейбниц. Его монады подобны атомам, но нематериальны в отличие от них и обладают психической активностью, они «постоянные живые зеркала вселенной». Монады делятся на примитивные, монады-души и монады-духи; ими объясняется непрерывность психической жизни и всеобщая взаимосвязь происходящих во всем мире процессов. У Оригена монадой или единством называется Бог. Присутствует она и в теософии: «Согласно теософскому учению, человек по сути своей представляет собой монаду, частицу Божества… Эта монада… потенциально содержит в себе все Его добро и совершенство… он [человек] должен постараться разбудить все дремлющие в нем силы» (Паври П.Т. Теософия в вопросах и ответах / Пер. с англ. М., 1997. С. 139).

xi Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – сын известного историка С. Соловьева, написавшего историю России в 29 томах. Дед Соловьева был священником. Соловьев получил разностороннее образование: три с половиной года проучился на физико-математическом факультете Московского университета и ушел из него, в 1873 г. получил степень кандидатапо историко-филологическому факультету, а уже через год защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)», принесшую ему широкую известность. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал» и стал преподавателем, лекции его вызывали огромный энтузиазм. Однако через год, когда произошло убийство Государя Александра II, он выступил против смертной казни убийц и был удален за это из Петербурга. Этим завершилась его преподавательская карьера. В 1880-е гг. по приглашению римо-католиков выезжал за границу и опубликовал там две книги, где с похвалой отзывался о Католической Церкви. После выхода второй из них, «Россия и Вселенская Церковь», духовник отказал ему в причащении, сказав: «Иди на исповедь к своим католикам». Соловьев семь лет переживал этот отказ и наконец в 1896 г. получил причастие от католического священника. На этом основании католики считают его принадлежащим к их Церкви. Не причащаясь затем еще три года, перед самой смертью Соловьев призвал православного священника и принял от него Святое Причастие. В возрасте сорока семи лет он скончался в имении князей Трубецких «Узкое» (современный московский район Ясенево).

Духовный путь Соловьева вообще был очень непрост. В семь лет он стал читать жития святых, и у него возникло сильное мистическое чувство и тяга к аскетизму. Однако в тринадцать лет он выбросил в сад все иконы и до восемнадцати лет был страстным приверженцем материализма, нигилизма и даже коммунизма, при этом увлекался и спиритизмом. Впервые девятилетним мальчиком Соловьев увидел призрак женщины «в волнах золотистой лазури» и узнал в ней «Софию, Премудрость Божию». Впоследствии, когда он работал в Британском музее, имея в записной книжке молитву ко Святой Софии, Премудрости Божией, «она» явилась ему вновь. Было и третье видение. Разных видений у него вообще было множество, а с 1889 г. ему стал часто являться диавол, чему имелись свидетели (см.: Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 123–124).

Соловьев стал основателем своеобразного религиозно-философского культа Софии в России. Он полагал, что софиология является конечной целью и человеческой, и биологической эволюции вообще. По его мнению, человечество достигло той точки развития, когда религиозные различия должны быть отброшены, должно совершиться всемирное единение вокруг Софии и материя наконец должна бытьпреображена Духом. Соловьев явился инициатором христианского универсализма, стремящегося к примирению Церквей. Преклонялся он перед петровскими реформами, как «смелым отречением от народной исключительности», пытался дать уничтожающую критику славянофильству с его «народопоклонничеством», антисемитизму и толстовскому учению о непротивлении злу.

xii Флоренский Павел Александрович (1882–1937) – священник, выдающийся мыслитель, «русский Леонардо да Винчи». Окончил физико-математический факультет Московского университета и Московскую Духовную Академию. В 1914 г. защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине», основу которой составил труд «Столп и утверждение истины» без главы «София», изъятой по совету ректора МДА епископа Феодора (Поздеевского). Понятие «Софии, Премудрости Божией» было фундаментальным для «Столпа», который Флоренский определял как опыт софиологии. Премудрость Божия почитается в христианстве, но не рассматривается как отдельная «личность». Под Премудростью Божией подразумевается одно из Божественных свойств. Персонификация и наделение ее самостоятельностью выдвигает догматическую проблему соотношения Софии с Тремя Ипостасями Пресвятой Троицы. Тем не менее и Флоренский, и Соловьев настаивали на ипостасности, личностности Софии, например Флоренский определял ее как «Ипостасную Систему миротворческих мыслей Божиих» (Флоренский П.А. [Соч.: В 2 т.] Т. 1: Столп и утверждение истины. М., 1990. Ч. 1. С. 332).

Особенности мировоззрения Флоренского всегда были предметом обсуждений. Недоумение вызывал прежде всего тот факт, что в его теодицее «странным образом нет Спасителя» (Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 497). Далее он черпал свои идеи из самых различных источников, в том числе платонизма и оккультизма, и включил в курс истории философии МДА, где был профессором, раздел об оккультизме. Общее впечатление о нем хорошо выразил Н.Бердяев в статье «Стилизованное Православие (отец Павел Флоренский)»: «Все кажется, что свящ. Флоренский – оторвавшийся декадент и потому призывает к бытовой простоте и естественности,– духовный аристократ и потому призывает к церковному аристократизму,– что он полон греховных склонностей к гностицизму и оккультизму и потому так непримиримо истребляет всякий гностицизм и оккультизм» (Собр. соч.: В 4 т. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 714).

В 1933 г. отец П. Флоренский был арестован, год отбыл в Бамлаге, где занимался научными исследованиями вечной мерзлоты, в 1934 г. был переведен в Соловецкий лагерь. Здесь он осуществил ставшие сегодня знаменитыми исследования о добыче йода из водорослей. Здесь же 8 декабря 1937 г. был расстрелян.