Православие и современность. Электронная библиотека.

Духовный путь Соловьева вообще был очень непрост. В семь лет он стал читать жития святых, и у него возникло сильное мистическое чувство и тяга к аскетизму. Однако в тринадцать лет он выбросил в сад все иконы и до восемнадцати лет был страстным приверженцем материализма, нигилизма и даже коммунизма, при этом увлекался и спиритизмом. Впервые девятилетним мальчиком Соловьев увидел призрак женщины «в волнах золотистой лазури» и узнал в ней «Софию, Премудрость Божию». Впоследствии, когда он работал в Британском музее, имея в записной книжке молитву ко Святой Софии, Премудрости Божией, «она» явилась ему вновь. Было и третье видение. Разных видений у него вообще было множество, а с 1889 г. ему стал часто являться диавол, чему имелись свидетели (см.: Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 123–124).

Соловьев стал основателем своеобразного религиозно-философского культа Софии в России. Он полагал, что софиология является конечной целью и человеческой, и биологической эволюции вообще. По его мнению, человечество достигло той точки развития, когда религиозные различия должны быть отброшены, должно совершиться всемирное единение вокруг Софии и материя наконец должна бытьпреображена Духом. Соловьев явился инициатором христианского универсализма, стремящегося к примирению Церквей. Преклонялся он перед петровскими реформами, как «смелым отречением от народной исключительности», пытался дать уничтожающую критику славянофильству с его «народопоклонничеством», антисемитизму и толстовскому учению о непротивлении злу.

xii Флоренский Павел Александрович (1882–1937) – священник, выдающийся мыслитель, «русский Леонардо да Винчи». Окончил физико-математический факультет Московского университета и Московскую Духовную Академию. В 1914 г. защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине», основу которой составил труд «Столп и утверждение истины» без главы «София», изъятой по совету ректора МДА епископа Феодора (Поздеевского). Понятие «Софии, Премудрости Божией» было фундаментальным для «Столпа», который Флоренский определял как опыт софиологии. Премудрость Божия почитается в христианстве, но не рассматривается как отдельная «личность». Под Премудростью Божией подразумевается одно из Божественных свойств. Персонификация и наделение ее самостоятельностью выдвигает догматическую проблему соотношения Софии с Тремя Ипостасями Пресвятой Троицы. Тем не менее и Флоренский, и Соловьев настаивали на ипостасности, личностности Софии, например Флоренский определял ее как «Ипостасную Систему миротворческих мыслей Божиих» (Флоренский П.А. [Соч.: В 2 т.] Т. 1: Столп и утверждение истины. М., 1990. Ч. 1. С. 332).

Особенности мировоззрения Флоренского всегда были предметом обсуждений. Недоумение вызывал прежде всего тот факт, что в его теодицее «странным образом нет Спасителя» (Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 497). Далее он черпал свои идеи из самых различных источников, в том числе платонизма и оккультизма, и включил в курс истории философии МДА, где был профессором, раздел об оккультизме. Общее впечатление о нем хорошо выразил Н.Бердяев в статье «Стилизованное Православие (отец Павел Флоренский)»: «Все кажется, что свящ. Флоренский – оторвавшийся декадент и потому призывает к бытовой простоте и естественности,– духовный аристократ и потому призывает к церковному аристократизму,– что он полон греховных склонностей к гностицизму и оккультизму и потому так непримиримо истребляет всякий гностицизм и оккультизм» (Собр. соч.: В 4 т. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 714).

В 1933 г. отец П. Флоренский был арестован, год отбыл в Бамлаге, где занимался научными исследованиями вечной мерзлоты, в 1934 г. был переведен в Соловецкий лагерь. Здесь он осуществил ставшие сегодня знаменитыми исследования о добыче йода из водорослей. Здесь же 8 декабря 1937 г. был расстрелян.

xiii Булгаков Сергей Александрович (1871–1944) родился в семье священника, в молодости был марксистом, затем перешел к кантовскому идеализму и, наконец, к «идеал-реализму» Православной Церкви; увлекался Соловьевым. В 1901 г. стал профессором политэкономии в Киевском политехническом институте, в 1904 г. вместе с Н.А. Бердяевым приобрел журнал «Новый путь», после чего ими были основаны «Вопросы жизни». В 1906 г. Булгаков стал доцентом Московского университета, в 1907 г. был членом 2-й Государственной думы от партии кадетов, в 1909 г. выступил как выразитель идеологии «веховства», в 1911 г. вышел в отставку, в 1918 г. принял священство. В 1922 г. был выслан из России. За границей был одним из идеологов РСХД – Русского студенческого христианского движения, а также деятелем экуменического движения. В 1925 г. стал одним из основателей Парижского православного богословского института, его деканом и профессором догматического богословия. В 1935 г. учение Булгакова было осуждено Московской Патриархией и зарубежным Карловацким Архиерейским собором и объявлено ересью, подменяющей церковное учение гностическими толкованиями, от которой Церковь предостерегает всех своих верных чад. Умер от кровоизлияния в мозг.

xiv «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» – основное философско-богословское сочинение П. Флоренского. «Довольно философствовали над религией и о религии… – говорил он об этой работе.– Надо философствовать в религии, окунувшись в ее среду» (Флоренский П.А. Вступительное слово перед защитою на степень магистра… // [Собр. соч.: В 2 т.] Т. 1. Ч. 2. С. 824). Книга эта очень проникновенна и личностна: «“Столп” прежде всего отражает его духовную жизнь 1904 г.– время перехода из Московского университета в Московскую Духовную Академию» (Игумен Андроник [Трубачев]). Из истории создания книги «Столп и утверждение истины» // Там же. С. 829).

Книга Флоренского прошла четыре редакции. Первой было кандидатское сочинение «О религиозной истине» (1908). По совету проф. А.И. Введенского оно было переработано для защиты на степень магистра богословия, названо «О духовной истине» (третья редакция) и защищено в 1914 г. Священник Павел Флоренский был за эту работу награжден в 1914 г. Филаретовской премией, а в 1915 г. – Макариевской. Тем не менее учение о Софии сразу встретило резкую критику, как неприемлемое для православного мировоззрения. Четвертая полная редакция «Столпа» вышла в 1914 г. и считается окончательным его вариантом. О развитии в нем идей софиологии см. в прим. 12.

xv Термин теодицея (от греч. ???? – Бог и ???? – справедливость), «оправдание Бога», был введен в 1710 г. Лейбницем, назвавшим так свое самое большое сочинение. Под теодицеей понимается оправдание Бога за присутствие в мире зла, ответ на вопрос, почему праведники страдают, а нечестивые преуспевают, согласование благости Божией с Его справедливостью и всемогуществом. Лейбниц нашел выход из проблемы теодицеи в созданной им теории предустановленной гармонии, Кальвин и ислам – в идее предопределения. В действительности решается эта проблема с помощью понятия свободной воли: Бог создал Ангелов и людей совершенными, для полноты совершенства Он наделил их свободойволей. Люди свободны в своем нравственном выборе между добром и злом, а их выбор зла нравственного порождает зло физическое. Бог воспрещает людям совершать зло и наказывает их за него, а когда попускает его, то располагает обстоятельства так, чтобы из этого произошли благие последствия, необходимые и полезные для общего блага, ведущие к совершенству людей. Человек считает происходящее злом потому, что не в состоянии оценить случившееся в целом, определить его истинное значение.