Православие и современность. Электронная библиотека.

xiii Булгаков Сергей Александрович (1871–1944) родился в семье священника, в молодости был марксистом, затем перешел к кантовскому идеализму и, наконец, к «идеал-реализму» Православной Церкви; увлекался Соловьевым. В 1901 г. стал профессором политэкономии в Киевском политехническом институте, в 1904 г. вместе с Н.А. Бердяевым приобрел журнал «Новый путь», после чего ими были основаны «Вопросы жизни». В 1906 г. Булгаков стал доцентом Московского университета, в 1907 г. был членом 2-й Государственной думы от партии кадетов, в 1909 г. выступил как выразитель идеологии «веховства», в 1911 г. вышел в отставку, в 1918 г. принял священство. В 1922 г. был выслан из России. За границей был одним из идеологов РСХД – Русского студенческого христианского движения, а также деятелем экуменического движения. В 1925 г. стал одним из основателей Парижского православного богословского института, его деканом и профессором догматического богословия. В 1935 г. учение Булгакова было осуждено Московской Патриархией и зарубежным Карловацким Архиерейским собором и объявлено ересью, подменяющей церковное учение гностическими толкованиями, от которой Церковь предостерегает всех своих верных чад. Умер от кровоизлияния в мозг.

xiv «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» – основное философско-богословское сочинение П. Флоренского. «Довольно философствовали над религией и о религии… – говорил он об этой работе.– Надо философствовать в религии, окунувшись в ее среду» (Флоренский П.А. Вступительное слово перед защитою на степень магистра… // [Собр. соч.: В 2 т.] Т. 1. Ч. 2. С. 824). Книга эта очень проникновенна и личностна: «“Столп” прежде всего отражает его духовную жизнь 1904 г.– время перехода из Московского университета в Московскую Духовную Академию» (Игумен Андроник [Трубачев]). Из истории создания книги «Столп и утверждение истины» // Там же. С. 829).

Книга Флоренского прошла четыре редакции. Первой было кандидатское сочинение «О религиозной истине» (1908). По совету проф. А.И. Введенского оно было переработано для защиты на степень магистра богословия, названо «О духовной истине» (третья редакция) и защищено в 1914 г. Священник Павел Флоренский был за эту работу награжден в 1914 г. Филаретовской премией, а в 1915 г. – Макариевской. Тем не менее учение о Софии сразу встретило резкую критику, как неприемлемое для православного мировоззрения. Четвертая полная редакция «Столпа» вышла в 1914 г. и считается окончательным его вариантом. О развитии в нем идей софиологии см. в прим. 12.

xv Термин теодицея (от греч. ???? – Бог и ???? – справедливость), «оправдание Бога», был введен в 1710 г. Лейбницем, назвавшим так свое самое большое сочинение. Под теодицеей понимается оправдание Бога за присутствие в мире зла, ответ на вопрос, почему праведники страдают, а нечестивые преуспевают, согласование благости Божией с Его справедливостью и всемогуществом. Лейбниц нашел выход из проблемы теодицеи в созданной им теории предустановленной гармонии, Кальвин и ислам – в идее предопределения. В действительности решается эта проблема с помощью понятия свободной воли: Бог создал Ангелов и людей совершенными, для полноты совершенства Он наделил их свободойволей. Люди свободны в своем нравственном выборе между добром и злом, а их выбор зла нравственного порождает зло физическое. Бог воспрещает людям совершать зло и наказывает их за него, а когда попускает его, то располагает обстоятельства так, чтобы из этого произошли благие последствия, необходимые и полезные для общего блага, ведущие к совершенству людей. Человек считает происходящее злом потому, что не в состоянии оценить случившееся в целом, определить его истинное значение.

xvi Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924) родился в богатой купеческой семье и был воспитан в духе материализма и атеизма. В девятнадцать лет он поступил на историческое отделение Московского университета, познакомился там с поэзией французского символизма и возжаждал немедленного успеха: «Медленный успех… Это мало! Мне мало… Надо найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство… Ложно ли оно, смешно ли, но… будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя… А этим вождем буду я». Будучи студентом, он издал две книги с эгоцентричными названиями: «Шедевры» и «Это – я» – и, окончив университет, действительно возглавил новое литературноенаправление – символизм. Брюсов содействовал организации для символистов специального издательства «Скорпион» и журнала «Весы».

Эгоцентризм всегда был ведущей чертой его характера: «Он не любил людей,– вспоминал Ходасевич,– потому что прежде всего не уважал их… Он любил таблицу логарифмов… Он страстною, неестественною любовью любил заседать, в особенности – председательствовать». Не прошел Брюсов мимо оккультной изнанки жизни. В 1908 г. он писал: «Я изучил XVI век, а также то, что именуется “тайными науками”, знаю магию, знаю оккультизм, знаю спиритизм, осведомлен в алхимии, астрологии, теософии». Для книги «Все напевы» он составил в стихотворной форме каталог способов самоубийств. В том же году он стал морфинистом, избавиться от этого недуга ему так и не удалось. В годы Первой мировой войны Брюсов работал на фронте корреспондентом одной из газет, но покинул театр военных действий, назвав войну бессмысленной. Он принял октябрьский переворот, в 1919 г. вступил в ВКП(б) и стал энергичным создателем новой культуры, организовал пролетарский Высший литературно-художественный институт, которому в 1923 г. в честь юбилея Брюсова присвоили его имя. В Московском университете читал курсы лекций по самым различным предметам. Занимал он высокие должности в разных сферах, даже в Гуконе – Главном управлении по коннозаводству. Благодаря лояльности Брюсова его семья в голодные 1920-е годы была далека от нужды. На смерть Брюсова Саша Черный откликнулся в Париже такими словами: «Индивидуалист, изысканный эстет, парнасский сноб, так умело имитировавший поэта, парящего над чернью, и вдруг такая бесславная карьера… Красный цензор, вырывающий у своих собратьев последний кусок хлеба».

xvii Пшибышевский Станислав (1868–1927) – польский писатель, начавший литературную деятельность в 1890-х гг. в Берлине на немецком языке. Его сочинения «Homo Sapiens», «Дети сатаны», «De profundis» и др. стали последним словом западной культуры, а сам он – знаменоносцем немецкого модернизма и декадентства. Будучи в Берлине редактором польской социал-реформистской газеты с сильным националистическим уклоном, писал передовые статьи в стиле библейских проповедей. В 1898 г. переезжает в Краков и переводит с немецкого языка свои произведения, затем пишет новые на польском. После 1905 г. успех Пшибышевского падает, до конца жизни он занимается тем, что пропагандирует польский национализм, католическую ортодоксальность и ненавистьк коммунизму и СССР. В России он стал популярным в 1908–1911 гг., когда вышли 52 его книги. Под его влиянием находились Брюсов, Ремизов и Андрей Белый. В произведениях Пшибышевского доминируют два мотива: болезненный эротизм и псевдореволюционность. Его революционеры не борются во имя общественных идеалов, это лишь «дети сатаны», разрушающие общественный строй под давлением таинственных адских глубин. Психологизм его состоит в раскрытии подсознательных сексуальных экстатических состояний, описании вспышек страсти, самобичевания и т.п. Волошин в 1904 г. так нарисовал портрет Пшибышевского: «Он как русский земский доктор: пьяница, лицо красное, рыжая борода. У него странные выходки. Он вдруг начинает жевать что-нибудь… например гардину».

xviii Декаданс (от лат. decadentia – упадок) – культурное и интеллектуальное явление конца XIX – начала ХХ вв., поставившее себя в оппозицию к общепринятым нормам морали. Красота понималась декадентами как высшая и самодовлеющая ценность, грех и порок нередко эстетизировались и воспевались. Художественное мышление декадентов отличалось неестественной дробностью, от реалистичного изображения действительности онидемонстративно отказывались, заявляя, что они переориентировались с ценностей разума, здоровья, героизма, воли и др. на минус-ценности жизненного упадка: красоту угасания, получувства, бледные образы, забвение, отчаяние, безысходность и т.д. Идея декаданса как мировоззрения возникла у Ницше, который объяснял его возрастанием роли интеллекта на фоне ослабления нормальных жизненных инстинктов. Термин «деканданс» возник во Франции после основания символистами Бодлером, Верленом и Рембо в 1886 г. журнала «Декадент». Декаданс отождествлялся с символизмом, а когда последний сменился в начале ХХ в. футуризмом, акмеизмом, имажинизмом, экспрессионизмом и др., то декадансом стали называть их. Термин «модерн» возник применительно к тем же представителям декаданса как обозначение «непревзойденной прогрессивности» их взглядов.