Православие и современность. Электронная библиотека.

xix Готье Теофиль (1811–1872) – сын наполеоновского офицера, французский писатель, критик, идеолог парнасской школы, выдвинувшей лозунг: «Искусство для искусства». В девятнадцать лет опубликовал первый сборник стихов и стал завсегдатаем литературных салонов, где отличался оригинальностью суждений и выходок. Был противником морализма в литературе: «Полагаю удовольствие целью нашей жизнии единственным, что полезно в этом мире»,– писал Готье (Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999. С. 227).

Стиль Готье отличается мотивами байронического демонизма, эпикурейством и эротикой, склонностью к фантастически-необычному и ироничностью. Совершал он путешествия по Европе и Ближнему Востоку, некоторое время пробыл в России.

xx Поклонение Софии, как обладательнице вожделенного знания, в котором видели сверхцель, было свойственно в первую очередь гностикам (см. прим. 28). Их София, чтобы исправить свою роковую ошибку при создании мира, сходит на землю. София премудра, она соединяет в себе Божественное и человеческое, понятое как отпадение от Божественного, доходящее до степени демонизма, то есть двойственность Софии становится раздвоенностью и двуликостью, разорванностью и надрывом. Образ такой Софии фигурирует у Соловьева, у символистов Блока, Белого и др.

Премудрость Божия воспевается в христианстве, ей были посвящены великий храм Софии в Константинополе и три главные русские церкви XI в.: в Киеве, Новгороде и Полоцке. Однако христиане видят Божию силу и Божию премудрость в Иисусе Христе (см.: 1 Кор. 1, 24), а отнюдь не в какой-либо четвертой ипостаси. Инициатива разработки понятия «София» принадлежит Вл. Соловьеву (см. прим. 11), понимавшему ее как единство, «всё в себе заключающее» (Соловьев Вл. Россия и Вселенская Церковь. М., 1911. С. 304). Идею эту подхватил Флоренский, гипостазировавший Софию вслед за Соловьевым в «Идеальную Личность Твари» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. С. 332). Несмотря на его утверждение о том, что «София, во всяком случае, не есть Ипостась в строгом смысле слова» (с. 383), у него «Она не тождественна с Логосом», и особое значение придает он «явному различению личностей Спасителя, Софии и Богоматери» на некоторых иконах (с. 375). Недвусмысленное определение Софии дал С. Булгаков, занимавшийся дальнейшим развитием софиологии: «София обладает личностью и ликом, есть субъект, лицо или, скажем богословским термином, ипостась; конечно, она отличается от Ипостасей Святой Троицы, есть особая, иного порядка, четвертая ипостась» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 186. Курсив автора). И далее сразу же оговаривается, что эта четвертая ипостась тем не менее якобы «не превращает триипостасность в четвероипостасность» (с. 186–187). Идея Софии была воспринята также Н.О. Лосским, С.Л. Франкоми др. О том, что София мыслилась как женское божество, говорят, к примеру, следующие слова Соловьева: «Это Великое, царственное и женственное существо» (Соловьев Вл. Идея человечества у Августа Конта // Собр. соч.: В 8 т. СПб., 1903. Т. 8. С. 240).

xxi Теософия (от греч. ???? – Бог и ????? – мудрость) как мистическое богопознание имеет длительную историю, начиная от индийских религиозных учений, иудейской каббалы, гностицизма, алхимии, ордена розенкрейцеров и пр. С конца XIX в. под теософией чаще всего подразумевается учение Блаватской. Для всех этих учений характерен спиритуализм, тяготение к магии, оккультизму и эзотерике. «В мире нет ничего, что человек был бы не в состоянии понять и постичь» – вот кредо теософов (Паври П.Т. Теософия в вопросах и ответах. С. 402). Для них «сама по себе теософия религией не является, однако она есть истина, лежащая в основе всех религий, скрытый источник, из которого все они произошли» (там же). «Вопрос: Верите ли вы в Бога?– Ответ: Если вы имеете в виду внекосмического и антропоморфического Бога, если вы полагаете, что отношения между Богом и вселенной (или нашим миром) подобны отношениям между гончаром и изготовленным им сосудом, то такогоБога мы полностью отрицаем» (там же, с. 122). По учению теософов, покаяние не приносит никакой пользы: «Вместо того чтобы, сойдя с истинного пути, тратить время на покаяние, нужно просто сказать: “Что ж, это было неразумно, я никогда этого больше не сделаю”» (там же, с. 248–249).

xxii Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих (1759–1805) – один из основателей немецкой литературы, крупнейший после Шекспира трагик, родился в бедной, но глубоко религиозной семье в день рождения Лютера, 10 ноября, был близок к нравственному идеалу протестантов. С детства отличался необыкновенной совестливостью, благородством и всегда имел преданных друзей, одним из которых стал Гете. В четырнадцать лет Шиллер поступил в военное училище, обучался на юридическом и медицинском отделении военной академии, с любовью читал лютеровскую Библию. Был назначен на должность полкового фельдшера с унизительным жалованьем, а через год (1781) вышла его первая драма «Разбойники», ставшая литературным событием. Он тайком убегал из полка, чтобы увидеть на сцене свою пьесу и услышать бурный восторг зрителей. Но вскоре его поймали и посадили под арест с запрещением писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Шиллер убежализ полка в 1782 г. и до конца жизни занимался литературной деятельностью. В следующем году, во время эпидемии, он постоянно принимал хинин, потому навсегда испортил свое здоровье. С приступами астмы, судорогами желудка и другими недугами боролся тем, что не обращал на них внимания, энергично работал по четырнадцать часов каждый день: без работы не мог жить. Пьесы Шиллера имели сенсационный успех, например в 1799 г., когда шла «Смерть Валленштейна», все в театре плакали, даже сами актеры (Валленштейн – полководец, протестант, перешедший в католичество и уничтожавший носителей протестантизма в Германии). Однако слава нисколько не отразилась на характере Шиллера. Он жил так, будто злых людей не существовало вовсе (слова г-жи де Сталь). Она же говорила: «Совесть – муза его», а Гете даже выразился так: «Он обладал Христовым даром облагораживать даже все низменное, до чего он прикасался». В 1790 г. Шиллер вступил в брак с трезвыми намерениями: «Выдающаяся, гениальная женщина не осчастливит меня… страсть должна отсутствовать при этом», и оказался прав: его брак был на редкость счастливым. Умер он в сорок пять лет от болезни легких, когда его четвертому ребенку едва исполнился год. Неоконченной осталась его драма на русскую тему – «Дмитрий Самозванец».

xxiii Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832) – немецкий поэт, основоположник немецкой литературы, разносторонний ученый. Был сыном имперского советника, учился в Лейпциге, Страсбурге, где являлся участником движения «Буря и натиск». В тридцать три года стал главой правительства карликового веймарского государства, но через четыре года отказался от своих обязанностей и уехал на два года в Италию, а вернувшись, бросил новый вызов обществу: вступил в сожительство с девушкой из низов. В религии был сознательным язычником, обожествлял природу, отказался от христианства, особенно от идей самопожертвования и страдания, христианского Бога считал жестоким тираном, требующим человеческих жертв. Разработал свою личную религию, основанную на неоплатонизме и пантеизме. В конце жизни мучительно боялся смерти, его последние слова: «Больше света!».

Трагедия «Фауст», дело всей жизни Гете, подвела итог всей европейской просветительской мысли XVIII в. В ней Гете ломает христианский стереотип демонического черного алхимика и романтизирует его. Прототип Фауста, доктор Фаустус, в 1509 г. закончил Гейдельбергский университет, обучался также в Польше. Затем он стал бродячим чернокнижником, астрономом и предсказателем, был изгнан верующими издвух городов: Эрфурта, Ингольштадта. В 1532 г. был изгнан также из Нюрнберга за богомерзкие дела, совершаемые им над мальчиками в пансионе, куда он нанялся работать. Мефистофеля он называл своим шурином и говорил, что заключил с ним договор. Через двадцать четыре года этой работы по договору постоялый двор, где ютился Фаустус со своей лабораторией, сотрясся от нечеловеческих криков, а наутро среди переломанной мебели нашли обезображенный труп «ученого». По замечанию К. Льюиса, «образ умного и тонкого мыслителя Мефистофеля в работе Гете – один из самых вредных для духа образов в литературе Европы».

xxiv Символисты (Верлен, Валери, Рембо, Малларме, Метерлинк, Блок, Белый, Иванов, Сологуб и др.) отрицательно относились к материализму и позитивизму, стремились посредством символов и ассоциативных связей выразить тонкие чувства, влечения, интуитивно постигаемые сущности и вообще проникнуть в тайны бытия и сознания с помощью так называемой «сверхчувственной интуиции». В России символизм выходил за пределы искусства и понимался как сакральное «жизнетворчество». Символизм возник в 1870-е гг., в 1880-е был синонимичен декандансу, а в 1910-е сменился уже другими модернистскими течениями (см. прим. 18).