Православие и современность. Электронная библиотека.

xxviii Гностики (от греч. ?????? – познание, знание) – Симон Маг, Василид, Маркион, Валентин, манихеи, павликиане, богомилы, катары и др., вообще последователи религиозно-философских учений, возникших в I в. и стремившихся путем синтеза различных верований, а также философий, паранаучных тайных учений и мистериальных культов достичь познания сущего. В этом всеобъемлющем знании – «истинном» знании о Боге и конечных тайнах мироздания – они видели всемирный синтез и спасение людей, слияние их с божеством. Между Богом и миром гностики ставят целую серию ипостасей, а человек понимается имикак средоточие мирового процесса. Познание человеком своего внутреннего «я», раскрытие им своей божественности делает возможным и познание мира, причем познание не столько рациональное, сколько мистериальное. Гностиками они считали людей исключительных, способных созерцать истину. Нередко Бога считали злым демиургом, создавшим мир по ошибке. Со Священным Писанием обращались крайне свободно. В социальном плане идеалом их было братство, равенство и единство людей. На гностических идеях были сформированы несколько католических орденов, в том числе орден тамплиеров, розенкрейцеров, а также тайные масонские общества. Например, глава «Гностической церкви», созданной в 1887 г., Жюль Дуанель провозгласил гностицизм делом сатаны. Характерно, что сам Дуанель был представителем видной масонской организации, называемой Великий совет Франции, и являлся членом ее высшего совета. До наших дней гностицизм продолжает служить питательной почвой для множества ересей.

xxix Валентин (ум. в 160) – самый значительный гностический философ, родился в Египте, в 140 г. прибыл в Рим, где стал знаменитым. Христос, по его мнению, был только Высшим Учителем, учившим Божественной мудрости, которая якобы сводилась к учению Валентина. Последнему будто бы была открыта от апостолов тайна Божественной жизни. Изложим ее кратко. Первоначально существовало Божественное Первоначало, Глубина, Первоотец. Но Оно имело Мысль, и эта Мысль обаянием своим соблазнила его; так появилась новая пара божественных существ, а за ней стали появляться все новые и новые пары. Всего этих существ-эонов («вечносущих») – тридцать, вместе они образуют Полноту, или Плирому, Божества. Имена этих эонов: Ум (Единородный), Истина, Слово, Жизнь, Человек, Церковь, Христос, Дух Святой и др. Последним эоном была Мудрость, София. Но она воспылала страстью и родила жалкий выкидыш Ахамот. Чтобы спасти его, все эоны совместным творческим усилием создают Иисуса, совершеннейший плод всей Плиромы (Он не идентичен Христу). Ахамот создает Демиурга, весьма совершенного, но считающего Себя, по Валентину – неоправданно, единственным Богом и Творцом, о чем Он и учил евреев. Система Валентина в действительности намного запутанней, но даже из ее краткого описания ясно, насколько она далека от христианства.

xxx Василид (II в.) был гностиком, родом из Сирии, переселившимся в Александрию, посещал они Персию. Источником своих знаний называл тайное учение апостола Петра, будто бы переданное ему, и «мудрость варваров». Абсолютное начало, по Василиду, неизреченно, оно есть потенциально всё, потому что обладает универсальной потенцией, «панспермией». Проявление всего этого потенциального происходит в трех видах бытия: тонкого, грубого и духовного. Первый владыка мира – Архонт и второй – Демиург (которым подчиняются 365 астральных ангелов, управляющих 365 звездными сферами) не знали о высшей духовной потенции, пока она не проявилась в воплощении Христа, привлекшего к Себе силу Духа Святаго. Просвещенные Евангелием духовные существа возносятся вслед за Христом в сферу абсолютного бытия, а материальный мир, пребывавший до этого в мучении, погружается в состояние равновесия, блаженного неведения.

xxxi «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями» были написаны Вл. Соловьевым в 1899–1900 гг. и стали последним его произведением, своеобразным завещанием. Между этой книгой и прежним творчеством Соловьева лежит огромная пропасть. В «Трех разговорах» он отрекается от своей теократической утопии. Соединение всех христианских церквей – это путь в ад, это великий синтез антихриста, объединяющий все христианские ценности, в котором есть все, но нет самого главного – нет Христа. Масонство понимается Соловьевым как страшная сила, приготовляющая путь антихристу. Мысль о всеобщем братстве есть ересь. Антихрист описывается Соловьевым как человек гениальный, красивый и благородный, бескорыстный, аскетичный, добродетельный, а этими сугубо положительными качествами он и прельстит людей. В картину пришествия антихриста Соловьев вводит некоторые нетрадиционные для новозаветной эсхатологии черты: двумя свидетелями Христовыми он называет не Моисея и Илию, а Петра и Иоанна, олицетворяющих собой Западную и Восточную Церковь. К ним он добавляет фигуру доктора Паули (апостол Павел) – воплощение протестантских церквей. Таким образом, сплочение Петра, Иоанна и Паули перед лицом антихриста предстает у Соловьева как последнее соединение церквей. Изменяется отношение Соловьева и к войне, государству, толстовскому непротивлению злу. Сам Толстой ясно описан Соловьевым в образе Князя – непротивленца, самозванца, фальсификатора христианства, явного приспешника антихриста. В те годы, когда слава Толстого была в зените, отСоловьева требовалось немалое мужество, чтобы пойти на подобный шаг. Действительно, друзья его были возмущены содержанием «Трех разговоров», в «прогрессивном» «Вестнике Европы» отказались их печатать, а студенты Московского университета даже написали Соловьеву оскорбительное письмо, интересуясь его психическом здоровьем.

xxxii Униаты – члены некоторых греческих, армянских, коптских и др. церквей, признающих главенство папы римского и католической догматики при сохранении внешних традиционных для каждой исходной религии обрядов и местного языка богослужения. Униатство большое распространение получило на Украине и в Белоруссии после заключения в 1596 г. Брестской церковной унии местных православных церквей с католической и создания там униатской греко-католической церкви. Она просуществовала 350 лет, пока в 1946 г. собор униатского духовенства в Львове не принял решение о ликвидации названной унии и переходе всех униатских приходов в Русскую Православную Церковь.

xxxiii Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – сын простого казака, учился в Киево-Могилянской Академии. Не чувствуя расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим и был исключен из нее. Много путешествовал пешком по Европе, знакомился с разными учеными, накапливал знания и изучил несколько языков. С 1759 г. преподавал в Харьковском коллегиуме благонравие, но через семь лет был отрешен от должности за некоторые вольные мысли. Оставшиеся двадцать восемь лет жизни странствовал по Украине, отказываясь от предлагаемых ему должностей и поучая людей в вопросах нравственности. Сочинения его распространялись в рукописях до их опубликования в 1894 г. Сковорода доводился Соловьеву прадедом по материнской линии.

xxxiv Святитель Иоанн Златоуст (около 350–407; память 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября и 13/26 ноября) – патриарх Константинопольский с 398 г., вселенский учитель Церкви. Происходил из знатной семьи, был блестяще образован. С юности подвизался у сирийских пустынников, затем, отказавшись от епископства, четыре года вел суровую аскетическую жизнь и еще два года прожил отшельником в пещере. Двенадцать лет был проповедником в Антиохии, настолько популярным, что малопросвещенный народ после его проповедей уходил из церкви, не дождавшись Причастия. Будучи патриархом, ревностно старался утвердить высокие нравственныеидеалы, чем нажил себе врагов из числа власть предержащих. Когда он был сослан ими, начались народные возмущения и произошло сильное землетрясение. Свт. Иоанн был возвращен и продолжил обличения, за что на Пасху 404 г. его не впустили в храм; пасхальное богослужение он совершил в поле при огромном скоплении народа. Вскоре он был снова сослан, и пожар, как возмездие Божие, сжег весь центр Константинополя. Два года святитель провел в Южной Армении, но поскольку популярность его и здесь стала расти, его сослали еще дальше, в район нынешней Пицунды. По дороге туда святитель скончался.