Православие и современность. Электронная библиотека.

xxxi «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями» были написаны Вл. Соловьевым в 1899–1900 гг. и стали последним его произведением, своеобразным завещанием. Между этой книгой и прежним творчеством Соловьева лежит огромная пропасть. В «Трех разговорах» он отрекается от своей теократической утопии. Соединение всех христианских церквей – это путь в ад, это великий синтез антихриста, объединяющий все христианские ценности, в котором есть все, но нет самого главного – нет Христа. Масонство понимается Соловьевым как страшная сила, приготовляющая путь антихристу. Мысль о всеобщем братстве есть ересь. Антихрист описывается Соловьевым как человек гениальный, красивый и благородный, бескорыстный, аскетичный, добродетельный, а этими сугубо положительными качествами он и прельстит людей. В картину пришествия антихриста Соловьев вводит некоторые нетрадиционные для новозаветной эсхатологии черты: двумя свидетелями Христовыми он называет не Моисея и Илию, а Петра и Иоанна, олицетворяющих собой Западную и Восточную Церковь. К ним он добавляет фигуру доктора Паули (апостол Павел) – воплощение протестантских церквей. Таким образом, сплочение Петра, Иоанна и Паули перед лицом антихриста предстает у Соловьева как последнее соединение церквей. Изменяется отношение Соловьева и к войне, государству, толстовскому непротивлению злу. Сам Толстой ясно описан Соловьевым в образе Князя – непротивленца, самозванца, фальсификатора христианства, явного приспешника антихриста. В те годы, когда слава Толстого была в зените, отСоловьева требовалось немалое мужество, чтобы пойти на подобный шаг. Действительно, друзья его были возмущены содержанием «Трех разговоров», в «прогрессивном» «Вестнике Европы» отказались их печатать, а студенты Московского университета даже написали Соловьеву оскорбительное письмо, интересуясь его психическом здоровьем.

xxxii Униаты – члены некоторых греческих, армянских, коптских и др. церквей, признающих главенство папы римского и католической догматики при сохранении внешних традиционных для каждой исходной религии обрядов и местного языка богослужения. Униатство большое распространение получило на Украине и в Белоруссии после заключения в 1596 г. Брестской церковной унии местных православных церквей с католической и создания там униатской греко-католической церкви. Она просуществовала 350 лет, пока в 1946 г. собор униатского духовенства в Львове не принял решение о ликвидации названной унии и переходе всех униатских приходов в Русскую Православную Церковь.

xxxiii Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – сын простого казака, учился в Киево-Могилянской Академии. Не чувствуя расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим и был исключен из нее. Много путешествовал пешком по Европе, знакомился с разными учеными, накапливал знания и изучил несколько языков. С 1759 г. преподавал в Харьковском коллегиуме благонравие, но через семь лет был отрешен от должности за некоторые вольные мысли. Оставшиеся двадцать восемь лет жизни странствовал по Украине, отказываясь от предлагаемых ему должностей и поучая людей в вопросах нравственности. Сочинения его распространялись в рукописях до их опубликования в 1894 г. Сковорода доводился Соловьеву прадедом по материнской линии.

xxxiv Святитель Иоанн Златоуст (около 350–407; память 27 января/9 февраля, 30 января/12 февраля, 14/27 сентября и 13/26 ноября) – патриарх Константинопольский с 398 г., вселенский учитель Церкви. Происходил из знатной семьи, был блестяще образован. С юности подвизался у сирийских пустынников, затем, отказавшись от епископства, четыре года вел суровую аскетическую жизнь и еще два года прожил отшельником в пещере. Двенадцать лет был проповедником в Антиохии, настолько популярным, что малопросвещенный народ после его проповедей уходил из церкви, не дождавшись Причастия. Будучи патриархом, ревностно старался утвердить высокие нравственныеидеалы, чем нажил себе врагов из числа власть предержащих. Когда он был сослан ими, начались народные возмущения и произошло сильное землетрясение. Свт. Иоанн был возвращен и продолжил обличения, за что на Пасху 404 г. его не впустили в храм; пасхальное богослужение он совершил в поле при огромном скоплении народа. Вскоре он был снова сослан, и пожар, как возмездие Божие, сжег весь центр Константинополя. Два года святитель провел в Южной Армении, но поскольку популярность его и здесь стала расти, его сослали еще дальше, в район нынешней Пицунды. По дороге туда святитель скончался.

xxxv Святитель Григорий Богослов (Назианзин, около 330–389; память 25 января/7 февраля и 30 января/12 февраля) – патриарх Константинопольский (381) и вселенский учитель Церкви, был сыном епископа г. Назианза в Каппадокии, получил блестящее образование в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и, наконец, в Афинах, где он на всю жизнь подружился с будущим свт. Василием Великим. После окончания обучения друзья создали полумонашескую общину в имении Василия. В 361 г. он был рукоположен своим отцом во пресвитера, а в 370 г. Василием, ставшим к тому времени архиепископом Кесарии Каппадокийской, рукоположен во епископа Сасим. Но скоро свт. Григорий покидает Сасимы и уединяется для монашеских подвигов. В 379 г. свт. Василий перед смертью советует свт. Григорию переехать в Константинополь, где после гонений ариан осталась только одна православная община, собиравшаяся в частном доме, в маленькой церкви святой Анастасии. Здесь свт. Григорий вскоре прославился по всей Малой Азии как оратор и богослов, и даже блж. Иероним, уже знаменитый к тому времени, приходил в столицу только затем, чтобы послушать его проповеди. В 381 г. свт. Григорий становится одним из организаторов II Вселенского Собора и архиепископом Константинопольским. В том же году он удаляется на покой на свою родину. Богословские сочинения свт. Григория написаны в самом возвышенном стиле, нередко в стихах; так слова: «Воскресения день, просветимся торжеством и друг друга обымем» – из стихир святой Пасхи есть не что иное, как начало речи, которой святитель начал свое пастырское служение.

xxxvi Под псевдонимом йога Рамачарака скрывается Вильям Аткинсон, теософ, врач и судья из Пенсильвании, популяризатор йоги, благодаря которому о ней в конце XIX в. узнали Европа и Америка. В России первыми его книгами были «Сила мысли в деловой и повседневнойжизни» (М., 1910) и «Основы миросозерцания индийских йогов» (СПб., 1913), излагающие азбуку эзотеризма.

xxxvii Франциск Ассизский (1181 или 1182–1226) родился в богатой семье торговца сукном и мечтал о рыцарской славе. После участия в одной битве и пленения испытал духовный надлом, раздал все свое имущество и обратился к Богу. В 1206–1221 гг. странствовал, проповедуя слово Божие, по разным странам, вплоть до Египта и Палестины, и основал два монашеских братства: миноритов («меньших братьев», превратившийся впоследствии в орден францисканцев) и терциариев – и сестричество кларисок. На Востоке пытался распространить христианство среди мусульман, поскольку мечтал о соединении Креста и полумесяца; в его отсутствие братия при поддержке римской курии упразднила предписанные им правила о нестяжании, а во главе своей поставила генерального министра. Освободившись от забот по управлению, он снова отправился странствовать, все силы свои посвящая тому, чтобы изобразить земные странствования Спасителя, пережить важнейшие моменты Его жизни. В лесу он устроил живую картину Рождества Христова с яслями, ослом и пастухами, и с тех пор у католиков вошло в обычай проводить на Рождество подобные постановки в костелах. Написал «Похвалу добродетели», «Похвалу Богу» и др. Девизом Франциска были слова: «Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих» (ср. слова прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»). За два года до смерти, стоя на молитве на высокой горе в день воздвижения Креста Господня, получил стигматы на руках и ногах, через два года после смерти был канонизирован католиками. В XIV в. была составлена книга «О сходстве жизни блж. Франциска Ассизского с жизнью Господа нашего Иисуса Христа», где описываются сорок таких сходств,– образчик аристотелевско-томистской тенденции к калькуляции духовного.