Православие и современность. Электронная библиотека.

xlix Книга душеполезных поучений прп. аввы Дорофея была одной из самых первых и излюбленных книг православного народа. Еще в те времена, когда книги переписывались от руки, на Руси «в монашеской среде XIV–XV вв. очень распространены были сборники поучений на темы монашеской жизни, из которых наиболее авторитетными явились “Лествица” Иоанна Синаита, “Поучения” аввы Дорофея, “Слова постнические” Исаака Сирина» (Лихачева О.П. Стефанит и Ихнилат // Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь / Сост. Л.В. Соколова. М., 1996. С. 213). «Поучения» аввы Дорофея многократно переиздавались. Так начиная с публикации их стараниями прп. Макария Оптинского в 1856 г. до революции вышло десять изданий книги, и с 1990 г. набирает силу новая волна ее переизданий. «Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы,– писал прп. старец Амвросий Оптинский.– Без сего нет утверждения в духовной жизни».

l Шампольон Жан Франсуа (1790–1832) с двенадцати лет занимался кропотливым трудом по расшифровке иероглифов на Розеттском камне, найденном в Египте наполеоновскими солдатами в 1799 г., когда ему было еще девять лет. В девятнадцать лет стал профессором Гренобльского университета. В 1822 г. сделал в Парижской академии доклад о результатах своей двадцатилетней работы. Считается основоположником египтологии. Умер Шампольон от нервного истощения в возрасте сорока двух лет.

li Досифеи и дорофеи – имеются в виду преподобный авва Дорофей (ум. в 620; память 5/18 июня), автор «Душеполезных поучений и посланий», известнейшей в православной аскетике книги духовных наставлений, и его юный ученик преподобный Досифей (ум. в VII в.; память 19 февраля/3 марта), явивший своей жизнью подлинный образец послушания. Сказание о кротком и смиренном нраве прп. Досифея, покорности его своему авве до полного самоотречения и свидетельство о спасении его души за одно только его послушание содержится в названной книге аввы Дорофея.

lii Саломея – девица, дочь Иродиады, плясавшая на пиршестве в день рождения царя Ирода, который доводился ей и отчимом, и двоюродным дедушкой, и потребовавшая, после того как угодила своим танцем Ироду: Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя (Мф. 14, 6; ср.: Мк. 6, 22). Когда ее желание было выполнено, сама Саломея приняла из рук палача блюдо с головой святого Предтечи и отнесла ее своей матери. Имя Саломеи известно из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (кн. 18, гл. 5, § 4).

liii Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 525 – после 600; память 30 марта/12 апреля и в Неделю четвертую Великого поста) – игумен Синайского монастыря святой Екатерины. Поступил в него в шестнадцатилетнем возрасте; через девятнадцать лет, укрепившись духовно, поселился отшельником у подножия горы Синай, в нескольких верстах от обители, и подвизался в отшельничестве сорок лет, выходя лишь по праздникам в храм на литургию. В старости был избран игуменом названного монастыря, через четыре года вернулся в свое уединение. Написал знаменитую «Лествицу», где в образе 30 ступеней изложил непадательный способ восхождения к духовному совершенству. Путем, указанным прп. Иоанном, следовали и следуют православные монахи-исихасты. «Лествица» – одно из излюбленнейших чтений православных боголюбцев. В России она была издана уже в 1647 г. с толкованиями прп. Максима Грека и Нила Сорского.

liv Преподобный Исихий Богослов, Иерусалимский (ум. ок. 432; память 28 марта/10 апреля и в субботу сырную) – учитель Церкви. Ученик свт. Григория Богослова, в 412 г. был рукоположен в пресвитера. Высоко почитался святыми отцами Церкви, как проповедник и знаменитый учитель. Им изъяснено и изложено с ясностью все Священное Писание. На русский язык переведено лишь «К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве», опубликованное во втором томе «Добротолюбия». Блж. Фотий почитал «Слово...» это «паче всякого другого писания пригодным для проводящих подвижническую жизнь ради наследия Царства Небесного».

lv Преподобному Григорию Синаиту (ум. в 1310 или 1346; память 8/21 августа, в день собора Афонских святых – Неделю вторую по Пятидесятнице и в день Синайских святых – среду Светлой седмицы) и его ученикам принадлежит заслуга распространения древней монашеской традиции исихазма на Афоне и на всем православном Востоке. Родился прп. Григорий в Малой Азии в богатой семье, в двадцать лет был взят в плен турками, после освобождения принялпостриг в иноческий чин и подвизался на Синайской горе. Удалившись из монастыря, посетил Иерусалим, долго путешествовал по Востоку, обучая умной молитве и аскетической жизни. Основал несколько келий на Афоне; в Парории, местности на границе Болгарии и Византии, основал скит, а затем четыре лавры, куда пришли многочисленные его ученики; в их окружении он и преставился. Имел дар прозорливости, был знаменитым церковным песнотворцем, ему приписывают Канон умилительный ко Господу нашему Иисусу Христу. В пятом томе «Добротолюбия» опубликованы два сочинения прп. Григория Синаита: «Главы о заповедях и догматах…» и «Наставление безмолвствующим», в которых он прекрасно изображает деятельный способ умно-сердечной молитвы. Творения его полезны как для начинающих подвиг духовного совершенствования, так и для более опытных в деле духовного трезвения.