Православие и современность. Электронная библиотека.

liii Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 525 – после 600; память 30 марта/12 апреля и в Неделю четвертую Великого поста) – игумен Синайского монастыря святой Екатерины. Поступил в него в шестнадцатилетнем возрасте; через девятнадцать лет, укрепившись духовно, поселился отшельником у подножия горы Синай, в нескольких верстах от обители, и подвизался в отшельничестве сорок лет, выходя лишь по праздникам в храм на литургию. В старости был избран игуменом названного монастыря, через четыре года вернулся в свое уединение. Написал знаменитую «Лествицу», где в образе 30 ступеней изложил непадательный способ восхождения к духовному совершенству. Путем, указанным прп. Иоанном, следовали и следуют православные монахи-исихасты. «Лествица» – одно из излюбленнейших чтений православных боголюбцев. В России она была издана уже в 1647 г. с толкованиями прп. Максима Грека и Нила Сорского.

liv Преподобный Исихий Богослов, Иерусалимский (ум. ок. 432; память 28 марта/10 апреля и в субботу сырную) – учитель Церкви. Ученик свт. Григория Богослова, в 412 г. был рукоположен в пресвитера. Высоко почитался святыми отцами Церкви, как проповедник и знаменитый учитель. Им изъяснено и изложено с ясностью все Священное Писание. На русский язык переведено лишь «К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве», опубликованное во втором томе «Добротолюбия». Блж. Фотий почитал «Слово...» это «паче всякого другого писания пригодным для проводящих подвижническую жизнь ради наследия Царства Небесного».

lv Преподобному Григорию Синаиту (ум. в 1310 или 1346; память 8/21 августа, в день собора Афонских святых – Неделю вторую по Пятидесятнице и в день Синайских святых – среду Светлой седмицы) и его ученикам принадлежит заслуга распространения древней монашеской традиции исихазма на Афоне и на всем православном Востоке. Родился прп. Григорий в Малой Азии в богатой семье, в двадцать лет был взят в плен турками, после освобождения принялпостриг в иноческий чин и подвизался на Синайской горе. Удалившись из монастыря, посетил Иерусалим, долго путешествовал по Востоку, обучая умной молитве и аскетической жизни. Основал несколько келий на Афоне; в Парории, местности на границе Болгарии и Византии, основал скит, а затем четыре лавры, куда пришли многочисленные его ученики; в их окружении он и преставился. Имел дар прозорливости, был знаменитым церковным песнотворцем, ему приписывают Канон умилительный ко Господу нашему Иисусу Христу. В пятом томе «Добротолюбия» опубликованы два сочинения прп. Григория Синаита: «Главы о заповедях и догматах…» и «Наставление безмолвствующим», в которых он прекрасно изображает деятельный способ умно-сердечной молитвы. Творения его полезны как для начинающих подвиг духовного совершенствования, так и для более опытных в деле духовного трезвения.

lvi Дидубийская церковь Пресвятой Богородицы была воздвигнута в средние века и перестроена в XIX в. в оригинально смешанном грузино-русском стиле. Ныне тбилисское предместье Дидубе – район грузинской столицы.

lvii Митрополит Мелхиседек (Пхаладзе; 1876–1960) родился в семье псаломщика в Тифлисской губернии. Окончил духовное училище, Тифлисскую Духовную семинарию и Казанскую Духовную Академию, кандидат богословия. В 1915 г. принял священный сан и служил в Подольской епархии. После получения Грузинской Церковью автокефалии в 1917 г. вернулся на родину. В 1925 г. овдовел, принял монашеский постриг и в том же году был рукоположен во епископа. В 1943 г. был возведен в сан митрополита Урбнисского и стал настоятелем Дидубийской церкви в Тбилиси. С 1952 г. до своей смерти был Католикосом-Патриархом всея Грузии.

lviii Метемпсихоз (от греч. ????????????, от ????- – пере- и -???????– оживление, одушевление; букв.: переодушевление) – греческий термин для обозначения переселения душ; его латинская калька – «реинкарнация». Классическая разработка учения о перевоплощении душ принадлежит философии Индии. В Европе эта идея существует уже с VI в. до Р.Х.: «Согласно пифагорейским мифам, любая душа может облечься в любое тело»,– сообщал еще Аристотель («О душе», 407). Отсюда идея была заимствована Платоном. Принимал ее и Ориген, а за ним множество еретиков, а также всякого рода оккультисты, и в наше время – последователи новых восточных религий.

lix Экстаз (от греч. ???????? – смещение, исступление, восторг) у Аристотеля понимался как переход, у Плотина – как некое сверхумное созерцание, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над бытием и соединяется со сверхбытием. Экстаз возможен только для души, очищенной катарсисом. Понятие экстаза присутствует в сочинениях Оригена, свт. Григория Нисского и в «Ареопагитиках». В этих сочинениях экстаз понимается как выход человека за пределы своего разума и телесных ощущений – необходимое условие для личной встречи человека с Богом, снисходящим к нему и «выходящим» для этого из Своей Собственной сущности.