Православие и современность. Электронная библиотека.

lvi Дидубийская церковь Пресвятой Богородицы была воздвигнута в средние века и перестроена в XIX в. в оригинально смешанном грузино-русском стиле. Ныне тбилисское предместье Дидубе – район грузинской столицы.

lvii Митрополит Мелхиседек (Пхаладзе; 1876–1960) родился в семье псаломщика в Тифлисской губернии. Окончил духовное училище, Тифлисскую Духовную семинарию и Казанскую Духовную Академию, кандидат богословия. В 1915 г. принял священный сан и служил в Подольской епархии. После получения Грузинской Церковью автокефалии в 1917 г. вернулся на родину. В 1925 г. овдовел, принял монашеский постриг и в том же году был рукоположен во епископа. В 1943 г. был возведен в сан митрополита Урбнисского и стал настоятелем Дидубийской церкви в Тбилиси. С 1952 г. до своей смерти был Католикосом-Патриархом всея Грузии.

lviii Метемпсихоз (от греч. ????????????, от ????- – пере- и -???????– оживление, одушевление; букв.: переодушевление) – греческий термин для обозначения переселения душ; его латинская калька – «реинкарнация». Классическая разработка учения о перевоплощении душ принадлежит философии Индии. В Европе эта идея существует уже с VI в. до Р.Х.: «Согласно пифагорейским мифам, любая душа может облечься в любое тело»,– сообщал еще Аристотель («О душе», 407). Отсюда идея была заимствована Платоном. Принимал ее и Ориген, а за ним множество еретиков, а также всякого рода оккультисты, и в наше время – последователи новых восточных религий.

lix Экстаз (от греч. ???????? – смещение, исступление, восторг) у Аристотеля понимался как переход, у Плотина – как некое сверхумное созерцание, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над бытием и соединяется со сверхбытием. Экстаз возможен только для души, очищенной катарсисом. Понятие экстаза присутствует в сочинениях Оригена, свт. Григория Нисского и в «Ареопагитиках». В этих сочинениях экстаз понимается как выход человека за пределы своего разума и телесных ощущений – необходимое условие для личной встречи человека с Богом, снисходящим к нему и «выходящим» для этого из Своей Собственной сущности.

lx Мистерии (от греч. ????????? – таинство, тайна) – тайные культы языческих божеств, в которых могли участвовать только посвященные, мисты. Состояли из драматизированных постановок того или иного мифа, сопровождавшихся определенными ритуалами, процессиями, заклинаниями, оргиями и пр. Первые мистерии были связаны с культами Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии, Деметры в Греции и т.д.

lxi Онтологический (от греч. ????? – сущее) – имеющий отношение к бытию, к его фундаментальным принципам, в отличие от феноменологического, представляющего собой явления в том виде, в каком они восприняты нашими органами чувств и отрефлексированы сознанием.

lxii Атман – одно из основных понятий индуизма, обозначает душу, субъективное психическое начало, как индивидуальное, так и универсальное. Это субъективное начало соотносится с объективным началом – брахманом, первичной реальностью, абсолютом, безликим божеством, являющимся единственной реальностью, лежащей в основе мира-иллюзии. Не существует ни тела человека, ни мысли, ни всего видимого мира,– это все майя, результат эманации брахмана. Постижение тождества атмана и брахмана открывает человеку возможность освобождения, достижения мокши, что составляет одну из основных заповедей индуизма. Учение об атмане и брахмане содержится в веданте и принято во всех ортодоксальных школах индуизма, особенно разработано в адвайта-веданте. Оно было, среди прочего, заимствовано теософией, задуманной как универсальная религия, синтез различных индийских религий, оккультизма и гностицизма и др.