Православие и современность. Электронная библиотека.

lx Мистерии (от греч. ????????? – таинство, тайна) – тайные культы языческих божеств, в которых могли участвовать только посвященные, мисты. Состояли из драматизированных постановок того или иного мифа, сопровождавшихся определенными ритуалами, процессиями, заклинаниями, оргиями и пр. Первые мистерии были связаны с культами Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии, Деметры в Греции и т.д.

lxi Онтологический (от греч. ????? – сущее) – имеющий отношение к бытию, к его фундаментальным принципам, в отличие от феноменологического, представляющего собой явления в том виде, в каком они восприняты нашими органами чувств и отрефлексированы сознанием.

lxii Атман – одно из основных понятий индуизма, обозначает душу, субъективное психическое начало, как индивидуальное, так и универсальное. Это субъективное начало соотносится с объективным началом – брахманом, первичной реальностью, абсолютом, безликим божеством, являющимся единственной реальностью, лежащей в основе мира-иллюзии. Не существует ни тела человека, ни мысли, ни всего видимого мира,– это все майя, результат эманации брахмана. Постижение тождества атмана и брахмана открывает человеку возможность освобождения, достижения мокши, что составляет одну из основных заповедей индуизма. Учение об атмане и брахмане содержится в веданте и принято во всех ортодоксальных школах индуизма, особенно разработано в адвайта-веданте. Оно было, среди прочего, заимствовано теософией, задуманной как универсальная религия, синтез различных индийских религий, оккультизма и гностицизма и др.

lxiii Предикатом (от позднелат. praedicatum – сказанное) в логике называется логическое сказуемое, указывающее на свойство субъекта, например, в высказывании: «Сократ – человек» – субъектом является слово «Сократ», а предикатом – свойство «быть человеком».

lxiv Платон (427–347 до Р.Х.) был религиозным философом, политеистом, признавал переселение душ (метемпсихоз), развил идею метасоматоза – воплощения души в нескольких телах и концепцию анамнесиса – припоминания душой ее предыдущих рождений. Основанная Платоном ок. 385 г. до Р.Х., Академия просуществовала более тысячи лет, закрыта была в 529 г. императором Юстинианом.

lxv Спиноза Барух (1632–1677) родился в Амстердаме в семье купца, учился на раввина в еврейском религиозном училище, но не окончил его, сблизился с республиканцами, коллегиантами и меннонитами и был за это отлучен от синагоги в возрасте двадцати четырех лет. Стал изгоем, удалился в село и стал заниматься шлифовкой линз. В тридцать восемь лет анонимно опубликовал «Богословско-политический трактат», враждебный как христианству, так и иудаизму; авторство его было раскрыто, и началась травля Спинозы, как врага религии. Бог в его учении деперсонализируется и дезантропоморфизируется, Он не обладает никакой творческой силой и отождествляется с субстанцией и природой вообще. В системе Спинозы пантеизм достигает кульминации, ценность Священного Писания в деле познания истины решительно отвергается. Чудо называется у Спинозы чистым абсурдом, а человеческая свобода – единственной основой нравственности. Расчет выгоды объявляется рычагом и жизненным нервом всех человеческих действий. Спиноза считается основоположником научной критики Библии и предшественником французских просветителей и атеистов XVIII в. Спинозизм стал синонимом атеизма.

lxvi Дхарма (санскр. «основа», «опора», на языке пали «дхамма») – весьма многозначный термин: это закон, обязанность, правило, добродетель и т.д. В большинстве религий Индии дхарма понимается как совокупность требований, соблюдение которых есть добродетель, а нарушение – грех. Рядоположенными дхарме понятиями являются кама – удовлетворение желаний, артха – материальное благополучие и мокша – освобождение. В буддизме дхармами называются мельчайшие неделимые частицы потока индивидуального сознания. В разных школах буддизма насчитывают обычно от 75 до 100 дхарм в человеке: дхармы чистого сознания, дхармы чувственные, дхармы психики и т. д. Активность дхарм порождаетиллюзию мира страданий, сансару. Успокоение дхарм путем познания истины ведет к нирване – абсолютному покою.