Православие и современность. Электронная библиотека.

lxiii Предикатом (от позднелат. praedicatum – сказанное) в логике называется логическое сказуемое, указывающее на свойство субъекта, например, в высказывании: «Сократ – человек» – субъектом является слово «Сократ», а предикатом – свойство «быть человеком».

lxiv Платон (427–347 до Р.Х.) был религиозным философом, политеистом, признавал переселение душ (метемпсихоз), развил идею метасоматоза – воплощения души в нескольких телах и концепцию анамнесиса – припоминания душой ее предыдущих рождений. Основанная Платоном ок. 385 г. до Р.Х., Академия просуществовала более тысячи лет, закрыта была в 529 г. императором Юстинианом.

lxv Спиноза Барух (1632–1677) родился в Амстердаме в семье купца, учился на раввина в еврейском религиозном училище, но не окончил его, сблизился с республиканцами, коллегиантами и меннонитами и был за это отлучен от синагоги в возрасте двадцати четырех лет. Стал изгоем, удалился в село и стал заниматься шлифовкой линз. В тридцать восемь лет анонимно опубликовал «Богословско-политический трактат», враждебный как христианству, так и иудаизму; авторство его было раскрыто, и началась травля Спинозы, как врага религии. Бог в его учении деперсонализируется и дезантропоморфизируется, Он не обладает никакой творческой силой и отождествляется с субстанцией и природой вообще. В системе Спинозы пантеизм достигает кульминации, ценность Священного Писания в деле познания истины решительно отвергается. Чудо называется у Спинозы чистым абсурдом, а человеческая свобода – единственной основой нравственности. Расчет выгоды объявляется рычагом и жизненным нервом всех человеческих действий. Спиноза считается основоположником научной критики Библии и предшественником французских просветителей и атеистов XVIII в. Спинозизм стал синонимом атеизма.

lxvi Дхарма (санскр. «основа», «опора», на языке пали «дхамма») – весьма многозначный термин: это закон, обязанность, правило, добродетель и т.д. В большинстве религий Индии дхарма понимается как совокупность требований, соблюдение которых есть добродетель, а нарушение – грех. Рядоположенными дхарме понятиями являются кама – удовлетворение желаний, артха – материальное благополучие и мокша – освобождение. В буддизме дхармами называются мельчайшие неделимые частицы потока индивидуального сознания. В разных школах буддизма насчитывают обычно от 75 до 100 дхарм в человеке: дхармы чистого сознания, дхармы чувственные, дхармы психики и т. д. Активность дхарм порождаетиллюзию мира страданий, сансару. Успокоение дхарм путем познания истины ведет к нирване – абсолютному покою.

lxvii Карма (санскр. «действие, обязанность, деятельность») – непреложный закон справедливости, возмездия за совершённые поступки, а также совокупность стремлений и намерений, определяющих судьбу живого существа в его последующих перевоплощениях.

lxviii Раджа – княжеский титул в Индии.

lxix Реинкарнация (фр. reincarnation, от лат. carnis – мясо, плоть) – перевоплощение, одно из основных понятий индийских религий: индуизма, буддизма и джайнизма. Сущее мыслится как неуничтожимое, лишь меняющее свою оболочку в колесе жизни – сансаре, круговороте бытия, состоящем из шести миров: мира богов, асуров (низверженных богов), людей, животных, ненасытных духов прета (уродливых духов умерших людей) и мира адских мук. Вырваться из круга сансары в мир нирваны, в ничто, достичь мокши можно только из мира людей, даже не из мира богов. Реинкарнация упоминается в древних индийских эпосах, в египетской Книге мертвых, Авесте, Вандидах (зороастризм), у Будды, у американских индейцев зуни, в иудейской Каббале, хотя современные иудеи реинкарнацию отвергают (см. также прим. 58).