Православие и современность. Электронная библиотека.

lxvii Карма (санскр. «действие, обязанность, деятельность») – непреложный закон справедливости, возмездия за совершённые поступки, а также совокупность стремлений и намерений, определяющих судьбу живого существа в его последующих перевоплощениях.

lxviii Раджа – княжеский титул в Индии.

lxix Реинкарнация (фр. reincarnation, от лат. carnis – мясо, плоть) – перевоплощение, одно из основных понятий индийских религий: индуизма, буддизма и джайнизма. Сущее мыслится как неуничтожимое, лишь меняющее свою оболочку в колесе жизни – сансаре, круговороте бытия, состоящем из шести миров: мира богов, асуров (низверженных богов), людей, животных, ненасытных духов прета (уродливых духов умерших людей) и мира адских мук. Вырваться из круга сансары в мир нирваны, в ничто, достичь мокши можно только из мира людей, даже не из мира богов. Реинкарнация упоминается в древних индийских эпосах, в египетской Книге мертвых, Авесте, Вандидах (зороастризм), у Будды, у американских индейцев зуни, в иудейской Каббале, хотя современные иудеи реинкарнацию отвергают (см. также прим. 58).

lxx Перпетуум-мобиле (от лат. perpetuum mobile – вечно движущееся) – вечный двигатель, машина, которая, будучи раз запущена, работала бы беспредельно долго. Идея вечного двигателя возникла в XIII в. и завладела умами; породив тысячи неудачных проектов, привела ко многим неожиданным открытиям. Лишь в конце XVIII в., после вековых бесплодных попыток, стало утверждаться мнение о невозможности создания вечного двигателя.

lxxi Логика и экстаз – это гносеологические тупики, то есть попытки как рациональным, так и нерациональным, мистическим путем постичь существующую действительность обречены на неудачу. Гносеология – теория познания. Об экстазе как способе постижения истины см. прим. 59.

lxxii Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (заключение), например: «Все люди смертны» (посылка); «Сократ – человек» (вторая посылка); «Следовательно, Сократ смертен» (заключение). Существуют и другие фигуры и модусы силлогизма. Силлогистика была разработана Аристотелем и до XVII в. считалась совершенной в своей законченности.

lxxiii Вивекананда (Нарендранатх Датта, 1863–1902) был ближайшим учеником Рамакришны(1836–1886), создавшего неоведантизм – учение о единстве всех религий на основе индуизма. На Международном конгрессе религий в 1893 г. в Чикаго никому не известный Вивекананда выступил с пламенной речью и в одночасье стал общепризнанным во всем мире духовным учителем. В 1895 г. основал организацию «Миссия Рамакришны», призванную распространять на Западе его идеи и веданту и ставшую с 1897 г. международной. Вивекананда в своем учении стремился соединить не только все религии, но и всю мораль, вообще все духовное начало в мире.