Православие и современность. Электронная библиотека.

lxx Перпетуум-мобиле (от лат. perpetuum mobile – вечно движущееся) – вечный двигатель, машина, которая, будучи раз запущена, работала бы беспредельно долго. Идея вечного двигателя возникла в XIII в. и завладела умами; породив тысячи неудачных проектов, привела ко многим неожиданным открытиям. Лишь в конце XVIII в., после вековых бесплодных попыток, стало утверждаться мнение о невозможности создания вечного двигателя.

lxxi Логика и экстаз – это гносеологические тупики, то есть попытки как рациональным, так и нерациональным, мистическим путем постичь существующую действительность обречены на неудачу. Гносеология – теория познания. Об экстазе как способе постижения истины см. прим. 59.

lxxii Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (заключение), например: «Все люди смертны» (посылка); «Сократ – человек» (вторая посылка); «Следовательно, Сократ смертен» (заключение). Существуют и другие фигуры и модусы силлогизма. Силлогистика была разработана Аристотелем и до XVII в. считалась совершенной в своей законченности.

lxxiii Вивекананда (Нарендранатх Датта, 1863–1902) был ближайшим учеником Рамакришны(1836–1886), создавшего неоведантизм – учение о единстве всех религий на основе индуизма. На Международном конгрессе религий в 1893 г. в Чикаго никому не известный Вивекананда выступил с пламенной речью и в одночасье стал общепризнанным во всем мире духовным учителем. В 1895 г. основал организацию «Миссия Рамакришны», призванную распространять на Западе его идеи и веданту и ставшую с 1897 г. международной. Вивекананда в своем учении стремился соединить не только все религии, но и всю мораль, вообще все духовное начало в мире.

lxxiv Промышленный город Чикаго, выжженный в 1871 г. дотла, быстро был застроен небоскребами и вскоре стал вторым в США после Нью-Йорка. Он и был избран центром рабочего и демократического движения с забастовками и демонстрациями пролетариата. В 1870 г. сюда перебазировалась секция I Интернационала, в 1905 г. здесь была создана профсоюзная организация «Индустриальные рабочие мира», а в 1919 г.– Компартия США. Сюда же были брошены и семена новой идеи – объединения всех религий в одну. В 1893 г. в Чикаго проводилась Всемирная Колумбийская выставка, и к ней был приурочен так называемый I Всемирный Конгресс Религий. Лозунгом его стало привлечение внимания общественности к важности диалога между религиями для поддержания мира. Весьма деятельным инициатором конгресса был д-р Блиц, управляющий высшим советом ложи мартинистов США. На этом конгрессе был создан Мировой парламент религий и впервые поставлен вопрос о создании Организации Объединенных Религий (ООР), но все эти новообразования оказались мертворожденными. Дальнейшие попытки создания подобных организаций были так же безуспешны.

В 1930-е гг. был проведен Всеобщий конгресс вероисповеданий, в 1950-е создан Всемирный альянс религий, в 1952 г. в нью-йоркском пресвитерианском храме возобновлен Всемирный парламент религий 1893 года. В 1960 г. учрежден Храм понимания, действующий поныне, в 1986 г.– Всемирный совет вероисповеданий. Отголоском конгресса 1893 г. стал II Всемирный конгресс религий, созданный в том же Чикаго спустя ровно сто лет после первого конгресса,– в 1993 г. Чести его открытия был удостоен Шри Чинмой, что он и сделал характерным для него способом – пятиминутной медитацией. В 1995 г. возобновились попытки создания ООР, но ни один из предстоятелей современных влиятельных церквей и других религиозных объединений не дал своего согласия на участие в ее создании. В 2004 г. состоялось последнее событие, близкое по духу чикагскомуконгрессу,– Всемирный форум религий, проведенный в Барселоне.

lxxv Адвайта (санскр. «недвойственность») – то, для чего не существует противоположности. Понятие философии адвайта-веданты – строго монистического направления веданты,– обозначающее брахмана, который есть единственно существующая реальность: «я» и мир, субъект и объект, индивидуальная душа и душа вселенной слиты воедино. В основе всего сущего лежит единое безличное абсолютное начало – брахман, а весь окружающий мир есть майя, иллюзия, возникшая по причине незнания. Кроме адвайта-веданты, существуют вишишта-адвайта Рамануджи (ограниченный монизм) и двайта-веданта (дуализм).

Адвайта-йога – нетрадиционная система йоги, включающая, кроме раджа-, джняна-, кундалини- и лайя-йоги, также цигун – систему китайских монахов, преследующую цель «овладения энергией». В 1995 г. в Симферополе был учрежден монастырь йогов этого направления, так называемый ашрам Гухьясамаджа, открывший свои филиалы еще в шести городах бывшего СССР.