Православие и современность. Электронная библиотека.

lxxix Конфуций (Кун Фу-цзы; 551–479 до Р.Х.) – древнекитайский мудрец, родился в семье военного, в двадцать семь лет поступил на службу в главную кумирню царства Лу и лишь в пятьдесят лет стал чиновником. Под конец жизни собрал вокруг себя небогатых учеников и задался целью сделать их идеальными людьми, во всех случаях жизни ведущих себя безупречно правильно. У Конфуция нет разработки проблем философии, космологии, логики, мифологии. Небо для него не божество, а неопределимое мировое начало. Цель Конфуция – найти срединный путь для человека и человечества, дао, который позволил бы сохранить равновесие между волей неба и земли. Конфуцианство не является религией в строгом смысле слова: оно не имеет жрецов, ритуал в нем совершают ученые чиновники, получающие посты после сдачи экзаменов. Главная добродетель, приближающаяся к религиозному долгу,– это почтительность ко всем, нарушение ее – «единственное кощунство для конфуцианца» (см. упомянутую книгу Элиаде, с. 224). Конфуцианская мораль была основой китайской государственности до 1911 г.

lxxx Шиваисты – индуисты, поклонники бога Шивы. Другое крупное направление индуизма составляют вишнуисты, поклонники бога Вишну, всего лишь десятым воплощением которого считается Будда. Ламаисты – последователи одного из направлений буддизма, воспринявшего бон-по – древние религии тибетцев, представляющие собой разновидность шаманства. Адепты бон-по претендуют на божественное происхождение из страны Шамбалы и имеют своего будду, не Гаутаму. Ламаизм стал государственной религией Монголии в XIII–XIV вв. Ламаистами являются также буряты, тувинцы и калмыки.

lxxxi Махатма (санскр. «великая душа») – особо выдающийся, духовный человек.

lxxxii Хатха-йога (санскр. «ха» означает вдох, «тха» – выдох) – раздел раджа-йоги, система физических упражнений, состоящая из определенных поз (асан) и дыхательных упражнений. Цель этой системы йоги – сделать дыхание спокойным и равномерным и, урегулировав дыхание, перейти к укрощению тела.

lxxxiii Асана – третья из восьми ступеней управления телом в йоге: обуздание (яма), соблюдение правил (нияма), позы (асана), регулирование дыхания (пранаяма), изоляция чувств (пратьяхара), внимание (дхарана), размышление (дхьяна) и сосредоточенность (самадхи). Асана – это занятие определенного положения и начало физических упражнений йогов. Но упражнения не должны сводиться к банальной гимнастике, нужно максимально напрягать свое внимание, концентрируя его на каждом своем движении или соответствующем участке тела, чтобы таким образом набрать нужную энергию, распределить ее по каналам к чакрам в требуемом направлении и в итоге развить свою энергетическую структуру. Асан-поз имеется множество: это лев, герой, плуг и т.д.

lxxxiv Кундалини (от санскр. кундала – «свернувшаяся») – это сжатая информация, или энергия, геном будущего человека. Она свернута кольцами наподобие змеи в том сокровенном месте, где заканчивается позвоночник и которое называется муладхара-чакра. Заставить энергию подняться из этого положения через другие чакры по позвоночнику (сушумне) до тысячелепестковой чакры, находящейся в высшей точке черепа,– цель занятий йога. Такова, в частности, и задача тантра-йоги. Тантризм, как известно, сильно замешан на сексе. Потому во введении к тантра-йоге сразу оговаривается, что секс и сексуальная энергия используются для расширения сознания и порождения сущности третьего порядка. Сексуальные практики обязательны в тантра-йоге, но не являются главенствующими. Основной принцип в ней таков: нет ничего грязного, аморального, постыдного. Все материальное может и будет использовано для достижения духовного. Эти высказывания дословно содержатся на сайтах, дающих виртуальные уроки по тантра-йоге (см. также прим. 91).

lxxxv Астральный план, понятие теософии Блаватской, означает эмоционально-инстинктивную сферу человеческого бытия. Антропология Блаватской целиком скопирована из философии йоги, постулирующей семь начал в человеке. Известному европейцам со времен Платона делению человека на три природы – дух, душу и тело – в йоге соответствуют: 1) физическое начало, 2) эфирное начало, 3) прана (они составляют то, что мы понимаем как тело), 4) астральное начало (эмоции, инстинкты), 5) интеллект, самосознание составляют то, что мы называем душой, 6) духовный ум (интуиция, прозрение), космическое сознание, 7) дух – это дух в европейском понимании. Новшество Блаватской заключалось в переименовании перечисленных йогических начал в «тела»: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное (пребывающее), буддхическое (просвещенное) и нирваническое. Не говоря о том, что переименование это сильно отдает материализмом (ибо если все принадлежит телу, то что же будет тогда бессмертным и что будет вечно перевоплощаться и как, с другой стороны, бесплотный дух может быть телом), сами эти термины заменяются другими от одного ее сочинения к другому. Впрочем, последовательность и ясность как раз не входят в задачи Блаватской.

Согласно теософии, при каждом новом рождении личность получает новое астральное, физическое и ментальное тела. Астральное тело не обладает разумом, его свойство – тонко развитый инстинкт, оно есть оболочка желаний человека. Эти желания астральной оболочки вредят ее владельцу, он должен сопротивляться им. Если он будет поддаваться желаниям, то постепенно утратит способность сопротивляться им и отождествит себя с ними. Но если будет контролировать желания, т.е. будет вести жизнь теософа, то сократит их и к началу следующей реинкарнации выйдет с оптимальным их набором. Астральное тело выглядит, по мнению теософов, подобно вращающейся массе. В идеале она должна состоять из нескольких плавно движущихся разноцветных полос, но у обычного человека здесь могут бушевать до 50–60 вихрей желаний; они подобны открытым ранам, через которые вытекает вся его энергия.