Православие и современность. Электронная библиотека.

xcvi Святитель Афанасий Великий (298 или 293 – 373; память 18/31 января и 2/15 мая) – архиепископ Александрийский с 326 г., отец Церкви. Он знал все книги Священного Писания так, как иной не знает и одной из них, по словам свт. Григория Богослова. Был близок с прп. Антонием Великим и другими знаменитыми египетскими пустынниками. Принимал участие в I Вселенском соборе, сорок семь лет занимал святительскую кафедру, в тяжелый период арианских смут был единственным православным епископом на всем Востоке, и судьба вселенского Православия отождествлялась с его судьбой. Вел суровую борьбу с арианами и терпел от них непрерывные злоключения, пятнадцать лет своего епископства провел в изгнании, в том числе шесть – в пустыне. Мирно скончался, немного не дожив до торжества Православия на II Вселенском соборе (381). Его учение о единосущии Бога Сына Богу Отцу вошло в Символ веры.

xcvii Князья Трубецкие, Сергей Николаевич (1862–1905) – профессор философии Московского университета и Евгений Николаевич (1863–1920) – профессор философии права в Киеве и затем в Москве, родились в большой (детей было десять) и богомольной семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. С 1886 г. братья были близкими друзьями и продолжателями дела Соловьева. В гимназический период утратили веру в Бога, увлеклись позитивизмом Милля и Спенсера, затем скептицизмом. Под влиянием Шопенгауэра, Достоевского, Хомякова и Соловьева, а также музыки Бетховена братья вернулись в лоно Православной Церкви. С.Н. Трубецкой в 1905 г. в присутствии Государя произнес речь о необходимости ограничения самодержавной власти и в том же году умер от кровоизлияния в мозг, когда приехал в Петербург, чтобы отстаивать право университетской автономии. Е.Н. Трубецкой отстаивал идею независимости Церкви от государства, был инициатором создания издательства «Путь».

xcviii Блок. А. Сочинения: В 2 т. М., 1995. Т 1. С. 298–299.

xcix Эмпирика – практическая деятельность, далекая от интеллектуальных исканий, от теоретизирования, противопоставляется также романтике. Эмпиризмом (от греч. ???????? – опыт) называется направление в теории познания, признающее источником знания чувственный опыт в противоположность рационализму, отдающему первостепенную роль разуму.

c Святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров, 1815–1894; память 10/23 января), родился в семье священника, окончил духовное училище, духовную семинарию и Киевскую Духовную Академию, магистр богословия. Еще до окончания курса принял монашеский постриг. Служения его были многообразны, направлялся он на Святую Землю, в Константинополь, был ректором Петербургской Духовной Академии. С 1859 г.– епископ Тамбовский, в 1861 г. присутствовал при открытии мощей свт. Тихона Задонского, в 1866 г. ушел на покой, в 1872 г. – в затвор, прекратив все сношения с людьми. В своих комнатах устроил малую церковь во имя Богоявления Господня, где служил литургию совсем один, причем в последние одиннадцать лет служил ежедневно. Каждый день он получал от двадцати до сорока писем и отвечал на них. От изданий своих книг святитель не получал ничего, питался он очень скудно: в скоромные дни одним яйцом и стаканом молока. Как руководитель в деле христианского совершенствования, свт. Феофан незаменим: нет ни одной детали духовной жизни, которая ускользнула бы от еговнимания. Им переведены «Добротолюбие» в пяти томах, «Невидимая брань», «Древние иноческие уставы» и написаны «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «О молитве и трезвении», несколько книг писем и многие другие сочинения.

ci Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867; память 30 апреля/13 мая) – краса русского иночества, человек явивший жизнью своей подвиг самоотвержения, близкий к исповедничеству. Родился он в дворянской семье, с детства выказал дивные дарования, любовь к церкви и молитве. В шестнадцать лет был отдан в Главное инженерное училище, где проявил редкие способности и был любим самим Государем Императором Николаем Павловичем. Во время учебы святитель часто бывает на Валаамском подворье и в Невской лавре, среди иноков которой подвизались ученики старца Паисия Величковского. После встречи в 1826 г. с иеромонахом Леонидом, будущим старцем Оптинским, он записал: «Сердце вырвал у меня Леонид, теперь решено: прошусь в отставку от службы и последую старцу». В 1827 г. свт. Игнатий поступает в Александро-Свирский монастырь, в 1831 г. принимает постриг в малую схиму, в 1834 г., по воле Его Императорского Величества, становится настоятелем Сергиевой пустыни близ Петербурга, а в 1857 г. наречен во епископа Кавказского и Черноморского. В 1861 г. святитель удаляется на покой в Николо-Бабаевский монастырь и целиком посвящает себя написанию духовных сочинений. Последнюю литургию свт. Игнатий отслужил на Пасху 1867 года, а в неделю жен-мироносиц предал Богу свою святую душу. На погребение его в монастырь стеклось до пяти тысяч человек. «Аскетические опыты», «Отечник», «Приношение современному монашеству» и другие сочинения свт. Игнатия – любимейшее чтение иноков и боголюбивых мирян.

cii «Добротолюбие» (от греч. ????????? – любовь к прекрасному, возвышенному, доброму) – наилучший сборник сокровищ духовной мудрости, содержащий истолкование сокровенной жизни в Господе Иисусе Христе. В него вошли сочинения избранников Божиих, описавших свой опыт шествования спасительным путем духовной жизни: святых Антония и Макария Великих, Исаака и Ефрема Сириных, Максима Исповедника, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и многих иных. Для вступивших на путь духовного совершенствования и не имеющих опытного руководителя книга эта незаменима.