Православие и современность. Электронная библиотека.

– Как это понять? Я уже давно начала ходить в церковь.

Духовник сказал:

– Вы исповедовались в том, что увлекались теософией и участвовали в спиритических сеансах?

Дама ответила:

– Я исповедовалась в своих грехах, но теософию считала исканием истины. А на спиритических сеансах я присутствовала, потому что там были мои друзья. Серьезного значения я этим сеансам не придавала, но надо сказать, что чувствовала себя после них отвратительно. Уже тогда я интуитивно поняла, что здесь таится какая-то роковая опасность.

Духовник сказал:

– Если вы не исповедовались в этом, то те силы, которые говорили через теософов и показывали «чудеса» на спиритических сеансах, продолжали свободно действовать на вас. Хоть вы и успели выскочить из болота, но грязь, оставшаяся на вас, могла быть очищена только покаянием и благодатью Божией. К тому же вы оставались язычницей, продолжая увлекаться светскими романами и поэзией, которые были вашей второй жизнью. Поэтому в вашем сердце не могла пребывать Иисусова молитва. Господь дал вам ее, как новообращенной, а затем открылись старые раны. Не Иисусова молитва, а противоречие между церковной жизнью и той, которую вы еще вели, создали в вашем сердце внутренний конфликт, который мог окончиться тяжелым нервным потрясением.

Дама ответила:

– Я уже бросила читать светскую литературу. А что касается теософии и спиритизма, то примите мой рассказ как исповедь и простите мне эти грехи. Теперь скажите, с чего мне начать. Какое руководство предложите вы для Иисусовой молитвы?

Духовник сказал:

– Сначала я прочитаю разрешительную молитву, а епитимьей для вас пусть будет запрещение читать светские романы и вообще ту литературу, которая возбуждает страсти или воспоминания о прошлом.

Дама уточнила:

– В таком случае скажите прямо, что вы запрещаете мне читать все светские книги.

Духовник ответил:

– Если вы хотите серьезно заняться Иисусовой молитвой, то да. Ведь чтение – это мысленное проникновение в душевный мир героев книг и сопереживание им. Поэтому, если вы с чувствами Джульетты, или леди Макбет, или Кармен, которые еще не изгладились из памяти вашей души, начнете произносить имя Иисуса Христа, то повторится уже пережитая вами история. Поэтому я своим запрещением предохраняю вас.

Дама спросила:

– А как быть тем, чья работа сопряжена с чтением и переработкой большого количества информации,– они должны отказаться от Иисусовой молитвы?

Духовник ответил:

– Вряд ли кому-то для работы необходимо чтение романов, кроме редакторов и преподавателей литературы. Но они читают по долгу, с другой внутренней установкой. А вы читали по страсти и удовлетворяли через эти романы страстные порывы собственной души, которые были внешне заторможены в вашей жизни. Вы реализовывали в них то, что стыдились совершать на деле.

Дама сказала:

– Когда я начала читать духовную литературу, то мирская стала мне неинтересна. Недавно я случайно взяла книгу одного писателя, которого раньше читала запоем, и что же? Теперь его рассказы показались мне скучными и фальшивыми. Перелистав десяток страниц, я захлопнула книгу.