Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

Поучение 12. О некичливости

По сл. пер. Ч. I. Сл. 12.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступил ты, брат, в обитель великого числа братий, и игуменом передан на руки другому монаху, который бы учил тебя добродетельным подвигам, то не думай говорить или делать вопреки своему старшему, помышляя в себе что-нибудь неприличное, и говоря: "оставил я богатство, домы, поля, рабов и все вменил в уметы, да Христа приобрящу (Фил.3:8)

, а этот не имел у себя никакой собственности, и, что всего вернее, пошел сюда от нужды; ужели же пред ним буду смиряться; и дойду до такого уничижения? Разве от голода я здесь?" Не держи в себе таких мыслей, возлюбленный; слова сии исполнены гордыни. Напротив того, представляй в уме, что общий наш Владыка Христос для нас смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8).

Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем (2Тим.2:7). Два борца пришли вместе для борьбы, и один был одет в светлую одежду, а другой в убогую. И так светлую ли одежду употребит в дело борец во время подвига, или скорее противоборник в деле с противником воспользуется пособием мужества и искусства, соединенного с силою? Или как осмелимся просить у Бога отпущения прежних своих грехопадений, не забыв еще прежнего образа жизни?

Или как облечемся в новаго человека, созданнаго по Богу, не совлекшись человека ветхого, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22.24)? Невозможно ветхого совокупить с новым, как сказал Спаситель наш: никтоже приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: отторгнет бо приставление его от ризы, и горша дира будет (Мф.9:16); и еще: ниже вливают вино в мехи ветхи, но вино ново должно влить в мехи новы, и обое соблюдется (17).

Не умудряйся по ветхому человеку; ибо написано: кто хочет мудр быти в вас, в веце сем буй да бываешь, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего буйства у Бога есть (1Кор.3:18.19). Итак возьмись за смиренномудрие, потому что написано: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15), чтобы, исправив все хорошо и искусно, иметь тебе похвалу у Бога, и наследовать венец жизни, который обещал Он любящим Его. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 13. О смиренномудрии

По сл. пер. Ч. I, конец Слова 12-го.

И тем, которые от бедственной и многотрудной жизни переходят к жизни монашеской, должно не высокомудрствовать, не превозноситься, но показывать в себе всякую кротость и смиренномудрие, памятуя и рассуждая вместе о благодеяниях Господних, - о том, из каких затруднений века сего извлек их Господь; а иначе, рассеявшись умом, как неблагодарные, услышат от Благодетеля сказанное в Псалме: и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13).

Итак, возлюбленные, все дни жизни своей со многим смиренномудрием поработаем Господу, воздвигающему от земли нища, и от гноища возвышающему убога (Пс.112:7), чтобы и по кончине сподобил Он нас славы с кроткими и смиренными. Ибо написано: Господь воздает излиш творящим гордыню (Пс.30:24); и еще: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4:6). Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 14. О настоятелях

По сл. пер. Ч. I. Сл. 13.

Тебе, брат, вверена душа? препояшь чресла свои, как муж; потому что не малый совершается подвиг; ты принял на себя дело душ совершенных. Потому весьма трезвись; великого внимания требует дело; не пренебрегай им, напротив того взаимное наше обращение да будет во всякой святости, чтобы, по невнимательности нашей, враг не посеял чего-либо своего, воспользовавшись послушанием подчиненного.