Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

Ибо чем выше возводится здание, тем больше представляет оно трудов строителю до самого окончания дела. Послушаем спасительного гласа, который говорит: Кто бо от вас хотяй столп создати, не прежде ли сед разочтет имение, аще имать, еже есть на совершение; да не, когда положит основание, и не возможет совершити, вси видящии начнут ругатися ему, глаголюще: яко сей человек начат здати, и не може совершити (Лк.14:28-30).

У воинов брань кратковременна, а у монаха продолжается до отшествия его ко Господу. Посему надобно приступать к делу со всем тщанием, трезвенностью и терпением. Если, возлюбленный, вознамеришься убить льва: то берись за сие с твердостью, чтоб не сокрушил он костей твоих, как сосуд скудельный. Если ввергнешься в море, не теряй бодрости, пока не выйдешь на сушу, чтобы тебе, как камню, не погрузиться в глубину.

Если вступаешь, брат, в борьбу; будь трезвен, чтоб противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противного тому.

Итак всякому, кто хочет быть монахом, надобно быть готовым к мужественному терпению, чтобы, по вступлении в монашество, не сказать: "не знал я, что будет это со мною". Вот наперед сделано тебе сие известным, чтобы ты привел в порядок свой помысл, зная, что в сем выкажется твое искусство. Выразумей сказанное, возлюбленный, чтобы тебе не сегодня только, когда стоишь при дверях и спрашивают тебя, говорить: "все буду терпеть", а на утро отказываться от того и словом и делом: ибо Ангелы Божии предстоят и слышат все, что исходит из уст твоих.

Смотри, возлюбленный, никто не принуждает тебя, и если истинно вступаешь в завет, смотри не солги, потому что Господь погубит вся глаголющыя лжу (Пс.5:7).

Итак вот что бывает с приступающим к Богу; сперва искушение, потом скорби, за тем труд, уныние, нагота, страсти, теснота, уничижение. Ибо в сем обнаруживается терпение и искусство верных. Во всем этом препобежцает тот, кто всем сердцем предает себя управлению Божию и пребывает в воле Божией. Бог требует от нас только совершенной решимости, и Сам подает нам силы и дарует победу, как написано: Защититель есть уповающих на Него (Пс.17:31).

И еще говорит: близ Господь всем призывающим Его во истине. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет я (144:18).

Помолитесь же, прошу, и о нас, да даст Господь нам неукоризненно делать то же, что будем говорить. Ибо не как достигшие в сию меру подаем вам совет, но приступая к слову, призываем Господа Иисуса Христа, Подателя и Снабдителя словес, чтобы вместе и получить и принести пользу. Если так называемые зелейники тщательно разыскивали корни и виды трав, и предали сие письмени, - в чем ясно обнаруживается великое Божие смотрение об утешении болящих плотью; то не тем ли паче обязаны мы открывать сокровище благодати, на что и даровано оно?

Не избег казни лукавый раб, скрывший по лености талант господина своего. Кто же не воздохнет о мне, притворно носящем имя монаха? Кто не будет плакать о мне, утратившем благоговение и терпение? И что буду делать, когда посетит меня Владыка мой Христос? Посему прошу Вас, возлюбленные, помолитесь о мне непотребном рабе, да избавлюсь от настоящего лукавого века, и благодать Христова да отверзет уста мои к славословию Святой и Единосущной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа.

В руке Божией и мы и слова наши: Бог есть учай человека разуму (Пс.93:10). Ему слава во веки Аминь.

Поучение 3. К новоначальным подвижникам

По слав. пер. Ч. I. Сл. 4

Если, отрекшись от мира, придешь, возлюбленный, к братиям, остановишься в обители у братий, захочешь и вместе с ними жить и работать Господу нашему Иисусу Христу, увидишь же, что некоторые из братий бесчинно ходят и говорят неугодное Богу; то не обращай внимания на них и на речи их, предоставив им говорить между собою. Кто говорит неугодное Богу, тот не боится Господа, живя сам в нерадении.

Уста таковых во всякое время глаголют всегда тяжкое. Но ты имей всегда пред очами своими Бога; ибо написано в псалме: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс.15:8). И да не научит тебя страшный змий говорить: "если старцы поступают худо, что делать мне еще юному?" Но слушай Господа, Который говорит: мнози суть званы, мало же избранных (Мф.20:16).