Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

По слав. пер. Ч. I. Сл. 5.

Вот вверяю тебе, возлюбленный, другой залог о Господе; если сохранишь оный, то впоследствии воздаст Он тебе веселием.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступишь в обитель многочисленного братства, желая стать монахом, то да не обольстить тебя враг выйти из обители, до принятия тобою святого монашеского одеяния; иначе будешь сильно раскаиваться при конце, после того, как положено тобою доброе начало со всяким смиренномудрием. Не бойся насылаемых на тебя врагом искушений, но терпи, чтобы достигнуть блаженства.

Ибо написано: блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак.1:12).

Хочешь ли же, чтобы не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает оного хорошим; то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Новоначальный, если он не покорен, сам на себя навлекает укоризненное имя. Ибо в псалме говорится: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибните от пути праведнаго (Пс.2:11.12). Посему, кто любит правду, тот не погибнет; а кто ненавидит наказание, тот делает себе вред. Как в сосуде не могут помешаться вино и уксус: так добродетель монашеской жизни не может обитать вместе с ненаказанностию. В сем да убедит тебя Апостол, который говорит: кое согласие Христови с велиаром? Или кое общение свету ко тме (2Кор.6:14.15)?

Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий.

Но когда и сподобишься одеяния монашеской жизни, и тогда не соглашайся на помыслы, если хотят они разлучить тебя с братством, чтобы тебе от юности своей не научиться скитанию и непостоянству. Смотри же, не утрать благоговения, какое имел при вступлении в обитель, но сохрани оное до конца. А злословие и клятва да не именуются устами твоими, якоже подобает святым (Еф.5:3).

Но имей смирение, и во всяком ответе своем говори: "прости меня", чтобы истребить в себе бесполезные обычаи мира, и, пожив благоугодно Господу, иметь похвалу от Него. Поступив же в монашество, не ищи себе ни золота, ни серебра, ни одеяний, но предпослав все на небо, по заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, приобрети себе следующее: веру, воздержание, терпение, смиренномудрие и прочее, чем по благодати Своей снабдить тебя Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 5. К новоначальным подвижникам

По слав. пер. Ч. I. продолж. Сл. 5.

Если кто вступит в монашество из пользовавшихся великим уважением в мире; то да блюдет себя от беса высокоумия, чтобы не впасть ему в дух гордыни и неподчинения и не сделать себе вреда. Нет тебе стыда, возлюбленный, если пребываешь в подчинении о Господе, и своими руками делаешь доброе. Сия небольшая печаль и скорбь, претерпеваемая тобою ради Господа, доставит тебе вечную жизнь. И что еще скажу?

Представь, что кто-нибудь на драхму выменивает многие тысячи талантов золота; тоже значит и всякая печаль монашеской жизни, в сравнении с будущею скорбью, какая сретит делающих худое. Итак уступаешь ты малое, а тебе дается великое. Посему трезвись, возлюбленный, как добрый воин. Не неради о своем даровании, живущем в тебе (1Тим.4:14), чтобы не постигло тебя то и другое, и именно, чтобы тебе не опечалить и людей, то есть, родителей по плоти, и не остаться не угодившим Богу.

Но подвизайся, чтобы видящие тебя прославляли Бога за доброе твое житие. Ибо написано: боящиися Господа узрят Мя, и возвеселятся (Пс.118:74); и еще: мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (165). Посему остерегайся высокоумия и часть твоя будет Господь. Ему слава во веки! Аминь.