Православие и современность. Электронная библиотека.

Лектор. Будем точны. В цитатах, которые я вам привел, не сказано: Земля стоит, а что-то движется "вокруг", сказано только, что "движется". Не сказано ничего подобного и в других местах книги преподобного Иоанна. На этот момент я хочу обратить ваше внимание. Давайте подумаем, что мы имеем в виду, когда говорим "солнце садится" или "солнце встает"? - конечно же, не то, что происходит на самом деле. А что же? Мы обозначаем этими и подобными выражениями только лишь образы нашего зрительного восприятия. "Солнце заходит" и подобные выражения - разве не употребляют их те, кто, конечно же, не считает, что Солнце вращается вокруг Земли? Употребляют для обозначения того, что они видят. Подобными выражениями пользуются и астрономы - у них, например, есть понятие "прохождение звезды через меридиан", и вряд ли среди них найдется много таких, кто действительно считает, что звезда на самом деле проходит через что-то. Подобные выражения совершенно не обязательно понимать буквально. И следовательно есть повод задуматься: в каком смысле употреблены они преподобным Иоанном - в буквальном или же только лишь в переносном, для обозначения образов нашего восприятия? По крайней мере на страницах "Точного изложения" Преподобный употребляет выражение о движении небесных тел именно в последнем значении. [5]

Думается, что на основании "Точного изложения Православной Веры" нет оснований считать, что Церковь исповедует астрономическую систему Птолемея или Коперника. По крайней мере, вопрос о том, что вокруг чего вращается, там не ставится. Пусть ученые на основании достоверных фактов опровергают разные астрономические системы, это их дело. Нужно знать, что реально среди православных в конкретное историческое время могут существовать различные частные мнения, которые не всегда совпадают с Божественным Откровением, не обязательно являются абсолютно истинными. Такие мнения людьми несведущими могут ошибочно приниматься за суждения самой Церкви, за истины, имеющие своим источником Божественное Откровение. Упреки же в адрес Православной Церкви по поводу Джордано Бруно, Коперника и Галилея - вообще к нам не относятся, так как известные события, связанные с этими людьми, происходили по инициативе католиков, их обвиняла католическая церковь. И эти обвинения основывались, вероятно, на догматах и нравственных принципах католицизма. Так что этот упрек, оказывается, совсем не в наш адрес.

Слушатели. А как же происхождение Земли и Вселенной? Ведь прошли миллиарды лет, как говорят ученые, с момента возникновения Солнечной системы, а у вас все "шесть дней творения"? Да кто его видел, это творение? И почему вы о нем так уверенно говорите?

Лектор. Сначала надо ответить на ваш второй вопрос. Мир, который нас с вами окружает, есть удивительное свидетельство о творении. Сам по себе! Взять хотя бы живую природу. Совершенство ее устроения просто поражает. Об этом много могут рассказать современные биологи и, наверное, в будущем еще много расскажут. Вот, например, один факт: кто-то попытался оценить сложность строения одного из хорошо известных нам живых существ - комара. И оказалось, что комар устроен несоизмеримо более сложно, чем самый современный суперкомпьютер. Что же говорить о существах во много раз более совершенных, чем комар, которых великое множество, и самых разнообразных?! При всем этом некоторые ученые продолжают считать, что все живое произошло вследствие каких-то случайных изменений, случайных процессов и т.п. Разве это не нелепо? В жизни никогда ничего случайного не происходит; из хаоса спонтанно не возникают компьютеры. Так что вопрос, аналогичный вашему, можно задать ученым: "Почему вы уверены, что мир не сотворен, если в настоящее время известен лишь один способ появления сложнейших систем (компьютеров и т.п.) - именно, разумное творение? Не основывается ли ваша уверенность на вере в то, чего никогда не бывает?"

Да, мир действительно сотворен, и что удивительно, сотворен для человека, как учит святой Тихон Задонский, один из великих подвижников и учителей Русской Православной Церкви. А как же иначе? Чем объяснить, что в безжизненном океане космоса существует планета Земля, где почему-то (опять случайно?!) собраны воедино все необходимые условия (а их немало) для жизни человека? Или вот еще, в качестве примера - на Земле растет множество трав. Удивительно, что многие из них обладают лекарственными свойствами. Что такое подорожник, тысячелистник, та же полынь или лопух? - растения, содержащие лекарственные вещества от разных недугов и болезней - целая аптека [6]. Как это получилось, почему не иначе? Ведь химических соединений великое множество, и отнюдь не все они безвредны, тем более обладают лечебным действием. Попробуйте, например, подойти к ларьку с товарами бытовой химии и отыскать там хотя бы одно вещество с лекарственными свойствами. Думается, что подобная попытка скорее всего кончится неудачей, а вот вредных для здоровья веществ вы найдете там сколько угодно. Недаром в народе сложилось мнение, что "химия - это яд".

И еще одна удивительная особенность мира - это его красота, часто не сравнимая с красотою произведений искусства, несоизмеримо более высокая. Для того, чтобы научиться только лишь копировать эту красоту, создавать ее подобия, существенно худшие, чем оригинал, человеку нужно, как правило, затратить годы на обучение и иметь особый дар, за который слепотствующий мир (то есть люди, не признающие бытия Божия) прославляет творца этих подобий высокими титулами. Мир не хочет видеть совершенство образца, с которого делаются копии, прославляя создателей копий, отказывается признать и прославить Того, Кто сотворил образец, безумно заявляя, что образец возник случайно. Опять это "случайно"! Не слишком ли много отводится случайности?

Ну а теперь о творении и о днях творения. Да, мир сотворен Богом, и земля, и небо, и солнечная система, и жизнь в ее бесчисленных формах, и человек сотворены Богом. Об этом ясно повествуют первые главы книги "Бытие" - первой книги Святой Библии (Священного Писания). За какое время? - за шесть дней. Впрочем, до сих пор остается неясным, что в Библии подразумевается под словом "день". Книга Бытия написана в оригинале на древнееврейском языке, а в древнееврейском тексте слову "день" русского перевода соответствует слово "йом", которое может в древнееврейском языке обозначать как "день" в астрономическом смысле, так и вообще какой-то неопределенный промежуток времени. Некоторые считают, что эти "йомы" могли длиться миллионы лет. Впрочем, кажется, больше данных за то, что этого не было, об этом позже.

Животный и растительный миры, согласно святителю Василию Великому, были сотворены так, что впоследствии виды растений и животных изменений не претерпевали - я имею в виду то, что никакого происхождения одних видов от других (то есть эволюции видов) не было. Антиэволюционными в этом смысле являются и некоторые другие суждения Святых Отцов о происхождении жизни [7].

Аналогичным образом и человек не возник и даже не сотворен из какого-либо другого существа, например, от обезьяны, а создан в конце творения "из праха", по образу и по подобию Божию. Следует заметить, что согласно учению Святых Отцов, как мы видели выше, на протяжении дней творения - эволюции, то есть происхождения одних видов от других, не было (вследствие того, что ее вообще не было). Не было в это время и смерти в мире, потому что она, как учат Святые Отцы, - результат, следствие грехопадения первых людей [8]. Вследствие этого мы можем сделать заключение о том, что великое множество ископаемых останков животных и растений, находимых палеонтологами (а найдено уже более 200 000 видов (!) ископаемых организмов), накапливались в земной коре на протяжении периода времени, последовавшего после грехопадения праотцев. Сколько времени длился этот период? - Около 7,5 тысяч лет, согласно как Святым Отцам (Святитель Димитрий Ростовский и преподобный Исаак Сирин), так и Церковному Уставу [9].

Слушатели. Земле и Солнечной системе - многие сотни миллионов лет, и жизни на Земле тоже многие сотни миллионов лет! Ученые говорят об этом, у них много доказательств. Да и жизнь произошла в результате эволюции, а человек - от обезьяны. Это все давно доказано наукой. А у вас все одно - "из праха"! У ученых много фактов, противоречащих вашим средневековым идеям, которые давно пора сдать в исторический архив. И вообще - в XX веке так не думают и не живут, как живете вы!

Лектор. Разберемся по порядку. Давайте не спеша, вместе посмотрим на то, что говорят ученые и что - факты. Сколько лет существует Земля, Солнечная система, ископаемые останки и т.п.? Ответить на эти вопросы при помощи научных методов - задача не из легких. Время - это не видеокассета, его нельзя "перемотать" обратно. Прошлое оставило свои следы, посмотрим, как ученые пытаются по этим отпечаткам прочитать историю Земли и Солнечной системы, оценить длительность периодов этой истории.

Многими из распространенных приемов временной оценки являются приемы, построенные на принципе униформизма. Посмотрим на график (рис. 1). Предположим, что мы наблюдаем какой-то процесс или явление, или состояние и видим, что со временем (от t1 до t2) некий параметр (y) изменяется. Например, так, как это показано на графике. Тогда, если нам удастся выяснить характер функции y = f (t), мы, предполагая, что он не изменяется со временем, можем попытаться выяснить, когда началось (y = 0) наблюдаемое явление, то есть определить значение t0 , и "возраст" (Т = t2 - t0) того, что мы наблюдаем. Вот сущность этого принципа. Не забудем, что предположение о неизменности характера функции y = f (t) - обязательное условие. Если же эта функция оказывается изменяющейся во времени, то возраст определить нельзя (рис. 2).