Православие и современность. Электронная библиотека.

Лектор. То, о чем вы говорите, имеет особую историю и нуждается в тщательном рассмотрении. Американские хирурги в свое время произвели несколько операций - рассечение мозолистого тела, соединяющего большие полушария головного мозга, - у нескольких лиц, тяжко страдавших неизлечимой формой эпилепсии, болезни, сопровождающейся страшными припадками, в надежде на лечебный эффект подобной операции. Р. Сперри и его сотрудники после поправки исследовали поведение этих больных в обычных условиях и в разнообразных экспериментально-психологических ситуациях (1, 11, 27). Действительно (а это было наблюдаемо многими), поведение этих пациентов иногда напоминало поведение не одного, а двух человек, не связанных друг с другом. Дело иногда доходило до того, что правая рука хватала левую, в том случае, если левая делала что-то "не то" (11). Р. Сперри оценивал эти ситуации как удвоение сознания (1). Впоследствии, на основе результатов опытов с этими пациентами, сформировалось новое междисциплинарное направление в науке - исследования по функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека, а Р. Сперри получил в итоге Нобелевскую премию по медицине.

Однако то, что наблюдал Р. Сперри и другие, требует тщательного анализа. Потому что одно дело - факты, а другое - их истолкование. Я имею в виду то, что философские позиции Р. Сперри и его соавторов ясны, это - биологический материализм, и именно с этих позиций они толковали то, что ими было наблюдаемо.

Слушатели. Так, все-таки, одна личность получалась после разделения полушарий или две?

Лектор. Вот и давайте попробуем ответить на этот вопрос с позиции Православия. Похоже на то, что Р. Сперри действительно получил факт наличия двух относительно изолированных источников разумного поведения. Как это можно истолковать? Наличие подобной множественности субъектов в одном теле - не первооткрытие Р. Сперри. В психиатрической клинике хорошо известен синдром "множественной личности" (multiple personality) и феномен "психического автоматизма" (7), когда в результате психического заболевания или под влиянием гипноза в одном теле можно как будто бы наблюдать наличие нескольких (и даже не обязательно двух, а может быть и больше) субъектов [10]. Факты, полученные Р. Сперри, в чем-то аналогичны этим хорошо известным в психиатрии феноменам. Различие лишь в том, что привело к "расщеплению" личности.

Слушатели. Так что же, по-вашему, это все-таки значит?

Лектор. Значить это может совсем не то, что предполагал Р. Сперри и П. Жане задолго до него. Наличие осмысленного разумного поведения "в человеческом теле" может быть обусловлено не только разумной душой данного человека, но и совсем другой причиной:

"Сказанному пред сим нисколько не противоречит то, что бывает с бесноватыми, когда они, одержимые духами нечистыми, говорят и делают, чего не хотят, и вынуждены бывают произносить слова, которых не понимают. Известно, что не все одинаковым образом подвергаются при этом влиянию духов. Некоторые так бывают ими овладеваемы, что нисколько не сознают, что делают или говорят, а другие сознают и после вспоминают. То и другое бывает от привтечения нечистого духа, и не так однако ж, чтоб он проникал самую субстанцию души, и, как бы слившись с нею и ею некако облекшись, произносил слова и речи устами страждущего. Никак этого делать они не могут. Это бывает так, что дух нечистый, заседая в наших членах, чрез которые душа действует, и налагая на них невыносимую тяготу, страшным омрачением закрывает разумительные чувства души и пресекает их деятельность (чрез такое подавление органов сей деятельности). Что, как видим, иногда приключается и от вина, также от лихорадки, от чрезмерного холода, и других болезней, привходящих со-вне. Чтоб и блаженному Иову не замыслил это же причинить диавол, получивший власть над его плотию, Господь особым повелением запретил ему это, говоря: вот я предаю его в твои руки, только душу его сбереги (Иов. 2, 6), то есть только не делай его безумным, расстроив седалище души, сделав нашествие на его рассудок и повредив орган разума, посредством которого ему (Иову) необходимо противиться тебе" (Преп. Кассиан Римлянин. Борьба с помыслами и духами злобы - в кн.: Добротолюбие, т. 3. - М., 1993).

Хочу напомнить, что все без исключения пациенты, обследованные Р. Сперри, - больные тяжелой формой эпилепсии, а когда речь идет об этой болезни, мы, православные, хорошо понимаем, чем (а вернее, кем!) может здесь "дело пахнуть". Описанный в Святом Евангелии (Мк. 9, 17-21) случай одержимости бесом - точное описание так называемого "развернутого" эпилептического припадка.

Слушатели. Ну, этим вы нас не убедите. Бесы бывают только в ваших книжках, да еще в фильмах ужасов.

Лектор. Для вас это может быть и не убедительно, впрочем, многие православные знают по опыту, что эти существа существуют действительно, а не только в воображении. Для неверующих в их бытие есть и другой аргумент. Если расщепление мозга приводит к удвоению сознания, то с позиции материализма это удвоение обратимо, или нет?

Слушатели. Конечно, необратимо. Нервные клетки не восстанавливаются.

Лектор. Да, мозолистое тело, соединяющее полушария, будучи единожды перерезанным, потом не восстанавливается, не появляется вновь. А вот психологические эффекты разделения полушарий - почему-то исчезают и при самых необъяснимых с точки зрения биологического материализма обстоятельствах. Согласно одному исследованию, в котором изучалось поведение в отношении пациентов с "расщепленным мозгом", они исчезают в состоянии гипноза и продолжают отсутствовать в постгипнотическом состоянии (30). Если это так, то "эффекты расщепления психики", полученные у больных с "расщепленным мозгом", являются результатом еще чего-то иного, а не только разделения полушарий в результате хирургического вмешательства, и эту ситуацию никак нельзя свести к простой схеме - "два полушария - два сознания", как полагал Р. Сперри.

Думается, что анализируя данные, полученные у больных с "расщепленным мозгом", надо помнить еще о том, что наше тело (мозг) обладает хорошо развитой способностью к весьма сложным автоматизмам, протекание которых, как считал блаженный Августин, может происходить независимо от деятельности сознания:

"А что иное - душа, а иное - ее телесные служители, или сосуды, или органы, или буде можно назвать их как-нибудь иначе, это ясно видно из того, что весьма часто при сильном напряжении мысли она отвлекается от всего, так что не знает многого, находящегося пред открытыми и совершенно здоровыми глазами. Если же напряжение бывает еще сильнее, то гуляя (человек) вдруг останавливается, без сомнения, потому что душа его перестает заправлять органами движения, которыми заняты его ноги, а если напряжение мысли не столько сильно, чтобы приковать гуляющего к одному месту, однако таково, что он не свободен прислушиваться к средней части мозга, служащей вестником движения тела, то он иногда забывает, откуда и куда идет, и машинально проходит мимо дачи, к которой направлялся, хотя по природе своего тела здоров, но только отвлечен от нее к другому" (Блаженный Августин. "О книге Бытия", кн. VII, гл. XX. - Творения. - Киев, 1893).