Православие и современность. Электронная библиотека.

Хочу напомнить, что все без исключения пациенты, обследованные Р. Сперри, - больные тяжелой формой эпилепсии, а когда речь идет об этой болезни, мы, православные, хорошо понимаем, чем (а вернее, кем!) может здесь "дело пахнуть". Описанный в Святом Евангелии (Мк. 9, 17-21) случай одержимости бесом - точное описание так называемого "развернутого" эпилептического припадка.

Слушатели. Ну, этим вы нас не убедите. Бесы бывают только в ваших книжках, да еще в фильмах ужасов.

Лектор. Для вас это может быть и не убедительно, впрочем, многие православные знают по опыту, что эти существа существуют действительно, а не только в воображении. Для неверующих в их бытие есть и другой аргумент. Если расщепление мозга приводит к удвоению сознания, то с позиции материализма это удвоение обратимо, или нет?

Слушатели. Конечно, необратимо. Нервные клетки не восстанавливаются.

Лектор. Да, мозолистое тело, соединяющее полушария, будучи единожды перерезанным, потом не восстанавливается, не появляется вновь. А вот психологические эффекты разделения полушарий - почему-то исчезают и при самых необъяснимых с точки зрения биологического материализма обстоятельствах. Согласно одному исследованию, в котором изучалось поведение в отношении пациентов с "расщепленным мозгом", они исчезают в состоянии гипноза и продолжают отсутствовать в постгипнотическом состоянии (30). Если это так, то "эффекты расщепления психики", полученные у больных с "расщепленным мозгом", являются результатом еще чего-то иного, а не только разделения полушарий в результате хирургического вмешательства, и эту ситуацию никак нельзя свести к простой схеме - "два полушария - два сознания", как полагал Р. Сперри.

Думается, что анализируя данные, полученные у больных с "расщепленным мозгом", надо помнить еще о том, что наше тело (мозг) обладает хорошо развитой способностью к весьма сложным автоматизмам, протекание которых, как считал блаженный Августин, может происходить независимо от деятельности сознания:

"А что иное - душа, а иное - ее телесные служители, или сосуды, или органы, или буде можно назвать их как-нибудь иначе, это ясно видно из того, что весьма часто при сильном напряжении мысли она отвлекается от всего, так что не знает многого, находящегося пред открытыми и совершенно здоровыми глазами. Если же напряжение бывает еще сильнее, то гуляя (человек) вдруг останавливается, без сомнения, потому что душа его перестает заправлять органами движения, которыми заняты его ноги, а если напряжение мысли не столько сильно, чтобы приковать гуляющего к одному месту, однако таково, что он не свободен прислушиваться к средней части мозга, служащей вестником движения тела, то он иногда забывает, откуда и куда идет, и машинально проходит мимо дачи, к которой направлялся, хотя по природе своего тела здоров, но только отвлечен от нее к другому" (Блаженный Августин. "О книге Бытия", кн. VII, гл. XX. - Творения. - Киев, 1893).

В связи с таким подходом к анализу поведения человека, надо упомянуть одну из интерпретаций ситуации с "расщепленным мозгом", согласно которой сознание человека управляет деятельностью только левого полушария, при этом правое полушарие представляет собою лишь вместилище автоматизмов (Д. К. Икклз - лауреат Нобелевской премии по медицине, см. 32).

Слушатели. Но ведь вы не станете отрицать, что наша психика связана с мозгом? Например, при мозговых поражениях разных его участков возникают разные нарушения психических функций. В одних случаях - нарушается речь, в других - счет или способность к узнаванию предметов и т.д.? Разве это не значит, что никакой вашей "души" нет и в помине?

Лектор. Спорить о том, что при разных поражениях мозга наблюдаются разные дефекты протекания психических процессов, я действительно не стану. Это хорошо известные факты. Факты - очень важные для врачей-невропатологов и, кстати, известные еще задолго до XX века, и не где-нибудь, а в Православной Церкви (см. Блаженный Августин. "О книге Бытия", кн. VII, гл. XVII-XX).

А вот что касается вашего второго утверждения, то здесь я никак не могу с вами согласиться. Душа и тело - совершенно разные вещи, которые при определенных условиях, например, после смерти, могут существовать независимо друг от друга. Впрочем, пока мы живы, они связаны, и связаны очень тесно, даже в такой степени, что не только психофармакологические препараты, алкоголь и т. п. вещества оказывают сильное влияние на состояние души, но, как учит Церковь, даже характер пищи, например, то, какую мы едим рыбу - морскую или речную, оказывает важное, существенное влияние на ее состояние [11]. Тем более, такие крупные физиологические изменения работы мозга, как массивные поражения его отдельных зон, очень часто не могут проходить бесследно для состояния души и множества телесных автоматизмов, которыми обеспечивает нас наше тело (мозг).

Надо еще заметить, что поражения мозга иногда приводят к самым странным результатам - то есть не к утрате человеком его каких-то функций, а наоборот, к появлению у него новых психических способностей. Так, известный во всем мире наш отечественный исследователь нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга А.Р. Лурия и его сотрудники наблюдали и детально исследовали случай появления способности к "видению" скрытых от взора предметов на больших расстояниях у больной с поражением правого полушария (сообщение автору в личной беседе сотрудников А.Р. Лурия - Э.Г. Симерницкой, Н.К. Корсаковой, Л.И. Московичуте). Подобные факты, как говорится, не вписываются ни в какие материалистические рамки. Впрочем, их констатация - не есть достижение науки XX века - подобный случай был описан еще в первые века от Рождества Христова блаженным Августином (О книге Бытия, кн. 12, гл. XVII).

Так что случаи с мозговой патологией ничего нам не доказывают в пользу материализма.