Orthodoxy and modernity. Digital Library

— Совершенно согласен.

— А в чем состоит подвиг человека, живущего в миру? Приходилось слышать разные определения типа: «Семья многодетная — христианская, иначе — нет» и так далее…

— Подвиг — сама христианская жизнь, независимо от того, где она проходит — в миру или в монастыре. Ведь что это такое? Это жизнь, в основе которой — заповеди Божии. Для человека неверующего, «внешнего», со стороны она кажется очень тяжелой и почти неприемлемой, потому что он будет видеть в ней только одни запреты: «этого нельзя, этого тоже нельзя, вот это плохо, от этого надо воздерживаться, а здесь вот нужно смириться». В этом смысле жизнь монашеская («зачем вообще уходить в монастырь, отказываться от возможности иметь семью, есть побольше и повкуснее») и жизнь семейная («зачем надо отказывать себе в удовольствии пожить “для себя”, без детей, или сохранять супружескую верность, хотя обстоятельства “так удачно сложились”, ведь “ни от кого не убудет”») не противоположны так уж принципиально.

Сегодня для большинства людей жить свободно — это значит жить так, как хочется, добиваться исполнения всех своих желаний. Этим людям в принципе непонятно, когда кто-то свободным же произволением берет на себя какие-то самоограничения. А то, что мир не понимает, он не хочет и принимать.

Но человек так устроен, что без самоограничения он не достигнет не только духовных высот, но и вообще каких-то результатов в духовной жизни. Поэтому созидание в себе дома душевных добродетелей, о котором мы только что говорили, невозможно без утеснения себя в чем-то. В этом смысле жизнь христианская — по заповедям Божиим, по Евангелию — всегда является подвигом.

Вообще, говоря о том, что есть христианская жизнь, невозможно составить какой-то четкий свод ее правил и признаков. Мы всё всегда пытаемся систематизировать — так устроено человеческое сознание. Нам очень хотелось бы создать для себя некое подобие ветхозаветных заповедей: «Вот это можно, а вот этого нельзя». В этом, кстати, психологическое преимущество многих религиозных систем, в том числе ислама, иудаизма, в которых жизнь человека регламентирована, буквально расписана от рождения до смерти. Человеку в каком-то смысле так легче жить.

В христианстве же этого нет принципиально. Человек свободен, и он волен выбрать для себя или свободу жизни во грехе, или свободу жизни в Боге. Поэтому мы видим: сколько личностей, столько и путей к Богу и столько вариантов христианской жизни существует, потому что даже при всей схожести обстоятельств то, что происходит в сердце кконкретного человека, неповторимо. Поэтому пытаться давать какие-то рецепты раз и навсегда, я думаю, бессмысленно.

Очень часто для современного человека, начинающего христианскую жизнь, как раз это отсутствие готовых рецептов и является «камнем претыкания». Он ищет подробных инструкций. Например, прочитал человек в какой-то хорошей книжке описание чьей-то жизни, чьего-то подвига христианского и хочет во что бы то ни стало этот подвиг повторить. И он начинает следовать этой книжке буквально, как инструкции при пользовании стиральной машиной, и думает: «А почему же у меня не выходит? Я это сделал, вот эти кнопки нажал, а получается не так, как здесь написано». — Да потому, что невозможно повторить все в точности. Ты другой человек, у тебя другие жизненные обстоятельства, ты по-другому чувствуешь, по-другому думаешь, по-другому воспринимаешь мир, поэтому не можешь брать за основу жизнь другого человека, как матрицу. Но вот взять ее в качестве образца, зная, что жизнь по заповедям возможна, не только можно, но и необходимо.

И вот что еще очень важно: в своей жизни надо дать место и Промыслу Божию. Господь Сам определит крест, который для человека спасителен и по силам. Например, в семейной жизни кого-то Он благословляет многочадием, а кого-то нет.

— Что значит известное выражение: «Креста не ищи, от креста не беги»?

— Да, есть такое. «Креста не ищут и с него не сходят». Это значит, что человек должен нести с благодарностью все, что ему посылает Господь в этой жизни. Крест — символ страданий, испытаний, скорбей.

«Креста не ищут» — это относится к достаточно горячим людям, как правило, неофитам, которым хочется поскорее сделать что-то героическое, выдающееся. Знаете, бывает, что человек молится: «Господи, пошли мне болезнь», или: «Господи, дай мне пострадать»; и я встречал таких людей. Но дело в том, что горячность — вещь недолгая, она быстро проходит, и все становится сложным: «Караул, я этого понести не могу…». Как правило, за этим следует какое-то внутреннее крушение.

И, с другой стороны, за этим предупреждением, что креста не ищут, стоит уверение, что, если Господь Сам посылает какой-то крест, он всегда по силам человеку. Пусть даже он кажется сверх меры тяжелым и еле переносимым, но тем не менее надо понимать, что если Господь дает что-то, то, значит, человек сможет это вынести. Надо только искать возможности и просить у Него сил перетерпеть, пережить.

— В житейских ситуациях часто приходится искать компромисс. Как в этом определить меру?