Orthodoxy and modernity. Digital Library

В какой форме мы должны каяться в грехе цареубийства? Должен это быть акт всенародный или лично каждого человека? Почему не благословляется ехать в село Тайнинское?

Каяться в грехе цареубийства должны были бы только те люди, кто совершил его. А мысль о том, что каяться в этом грехе должен весь народ, да причем систематически, чуть ли не раз в месяц,— мысль совершенно еретическая и никакого отношения к Православию не имеющая. К сожалению, бывает так, что люди из одной крайности бросаются в другую. После того как царская семья была причислена к лику святых, появились отдельные группы людей, которые начали изобретать собственные толкования происшедшего, в частности производя страстотерпца императора Николая в «чин соискупителя русского народа» и так далее. В отношении подобных идей появилось даже верное определение — ересь царебожничества. К сожалению, последователи этой ереси, которые раньше собирались в селе Тайнинское, достаточно активны. О том, что «чин всенародного покаяния в грехе цареубийства» недопустим, в годы своего служения неоднократно говорил Патриарх Алексий, ныне покойный, и другие представители церковного священноначалия. Поэтому могу только повторить: на этот чин, где бы он ни проводился, ездить не благословляется.

В связи с тем что отменили чин покаяния и в связи с ИНН в некоторых епархиях возникло открытое непослушание как архиерею, так и решению Святейшего Синода. Грозит ли это расколом и как уберечься новоначальным мирским людям от личностного мнения иерея?

Если мнение какого-либо иерея противоречит высказанному мнению Церкви, в данном случае мнению Собора,— значит, иерей тем самым отделяет себя от Церкви. Раз он себя от Церкви отделяет,— значит, слушать его не надо, потому что мы не чада отца Иоанна, или отца Петра, или отца Сидора, или какого-либо архиерея, а чада Церкви. Еще апостол говорил, услышав о подобных разделениях: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1, 13). Основываясь на этом, и надо подходить к таким вопросам.

В Интернете ходит «письмо монахов со Святой Горы Афон» относительно выборов в России. Это послание достаточно жесткое и, на мой взгляд, даже противозаконное. Выскажите, пожалуйста, свое мнение.

Да, это послание ни в малейшей степени не содержит в себе духа Христова и мирного, монашеского устроения. Думаю, что оно все-таки подложное, даже если некоторые из его авторов находились на Святой Горе Афон некоторое время назад или находятся там сейчас.

Дело в том, что Святая Гора — это целый мир. И Афон неоднороден по своему составу, по образу действий, образу мыслей своих насельников. Особенно это касается наших с вами соотечественников, которые очень спешат объявить себя «афонскими старцами», пожив на Афоне год или два, как это сделал, например, небезызвестный отец Рафаил (Берестов). Я знал его, еще будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры, как доброго и замечательного человека. К сожалению, последние лет десять он занимается активной антиглобалистской проповедью и борьбой со всеми действительно имеющими место или кажущимися нарушениями церковного Предания. Самое печальное, что он прожил на Святой Горе Афон совсем недолгое время, был изгнан оттуда, но до сих пор продолжает именовать себя афонским старцем. Мне кажется, что это, по меньшей мере, нечестно.

Святая Гора Афон имеет огромный авторитет во всем православном мире. Вот почему многие люди, пытаясь пропагандировать свои собственные взгляды и идеи, прикрываются званием святогорцев, и это явление известно достаточно давно.

Что касается письма, о котором вы спрашиваете,— это, конечно же, абсолютно политическое послание. Можно разбирать его по частям, что в нем правда, что ложь, что в нем преувеличение, а что просто плод больной фантазии или даже маниакальной мании преследования... Скорее всего, здесь перемешано все. Есть констатация действительных фактов, вроде того что наш русский народ вымирает. Но от того, что мы будем рассылать по Интернету пугающие обращения, мало что изменится: скажем, в деревне как пили, так и будут пить, пока не появятся люди, которые придут в эту деревню для того, чтобы там жить и помочь ее жителям вернуться ко Христу. Что, кстати, и делает духовенство Русской Православной Церкви, в отличие от этих, как они себя называют, «простых карульских монахов».

Каруля — это пустынная местность, где селятся, кроме настоящих подвижников, еще и те, кто не умеет или не желает жить в послушании. В конце 1980-х годов в Белграде я общался с тогда еще архимандритом Афанасием (Евтичем). Перед тем я впервые побывал на Афоне и был в совершенном восторге от него. Отец Афанасий рассказал мне об одном карульском иеромонахе, находившемся в прелести. Прельщенные монахи на Афоне совсем не редкость, особенно среди одиночных отшельников, которые живут в карульских пещерах, в расселинах скал. Этот монах не признавал ни Вселенского Патриарха, ни прочей иерархии и в конце концов пришел к выводу, что он остался последним православным клириком во вселенной и в его келье совершается единственная в мире православная Литургия. Однажды некий голос сообщил ему, что в такой-то день будет конец света. Он отслужил, как он сам считал, последнюю Литургию на земле, собрал антиминс и сосуды и выбросил в море со скалы, потому что «больше они уже не понадобится, все кончилось». Но конец света, как вы понимаете, не настал…

Отец Афанасий рассказал эту историю для того, чтобы избавить меня от крайностей в восприятии афонской действительности. Люди, подобные этому прельщенному монаху, были, есть и, к сожалению, будут еще на Святой Горе. И я привожу его рассказ вовсе не для того, чтобы опорочить Афон, который и для меня тоже является высочайшим авторитетом. А просто для того, чтобы объяснить: очень разные люди могут называть себя святогорцами, а нам, читателям, думать, что все, что опубликовано с подобной подписью, истина в последней инстанции, ни в коем случае не надо.