Orthodoxy and modernity. Digital Library

Поэтому проблемы в церковной жизни есть, но их не так много, как пытаются это представить издания, о которых Вы говорите. Полуправда здесь смешивается с ложью, печатаются некие правдоподобные слухи, которые имеют зачастую и своих «творцов». Затем эти слухи, перепечатанные уже несколькими подобными изданиями, выдаются за объективную истину, на них ссылаются, и начинают «гулять» выражения такие, как в Вашем письме: «Ни для кого не секрет, что в отдельных епархиях процветает явление, известное как симония». А где доказательства? Для меня, например, это совершенно не очевидно. Наверняка есть недостатки везде: в каждой епархии, в каждом приходе они свои, но делать такие заявления совершенно неправильно — для человека думающего, по крайней мере. Нельзя бросаться такими словами, иначе мы просто переносим в церковную жизнь правила политической борьбы «всех со всеми», которая сейчас процветает в миру.

Что касается мнения о том, что Церкви необходима соборность и следование древним канонам,— все это гораздо сложнее, чем видится на первый взгляд. Если мы попытаемся сейчас исполнять эти каноны полностью, начиная с тех, которые касаются личной жизни христиан, и заканчивая теми, которые определяют устройство Церкви, то у нас возникнет множество вопросов, которые на современном уровне нашей церковной жизни решить просто невозможно.

Например, в древних канонах есть положение о выборности клира. Но в тех же канонах есть и упоминание о том, что человек, который два воскресенья подряд не присутствовал на Божественной литургии и не причащался, отлучается от Церкви. Скажите, пожалуйста, если мы с таким критерием подойдем к любому сегодняшнему приходу, много ли останется у нас людей, которые будут иметь право по тем же канонам участвовать в выборах священнослужителей? Есть грехи, за которые, согласно канонам, предполагается отлучение от Церкви на всю жизнь, разрешается Причастие только на смертном одре. Но сегодня мы живем в мире, в котором практически утрачено понятие греха: грех считается нормой, и когда взрослый человек приходит в Церковь, переболев всеми возможными в этом мире болезнями, разве можно его сразу же отлучать от нее? Я привожу эти примеры только для того, чтобы показать, насколько непростыми бывают ситуации, которые при поверхностном к ним отношении кажутся абсолютно очевидными и явными.

Что касается церковных прещений, применяемых к тем, кто противится присвоению ИНН, то вполне можно объяснить, чем они вызваны. Люди, которые организуют шумные кампании против этих номеров, не просто не принимают их в своей личной жизни, отказываются от них. Дело в том, что они требуют такого же отношения от всех, в том числе и от только обратившихся к Церкви — от тех, кто совершенно еще ничего не понимает ни в церковном учении, ни в богословии, ни в истории, ни в догматическом учении Церкви. Они — я подчеркиваю это — требуют жертв и «подвигов» во имя борьбы с ИНН от неуверенных, неокрепших душ, утверждая, что это и есть церковное учение в чистом виде, то есть они выступают от имени Церкви, выдвигая требования, которые сама Церковь не выдвигает и не разделяет. Поэтому прещения в подобных случаях не просто оправданны — обязательны. Церковь не имеет права позволять людям, проповедующим не ее учение, а их собственное, самоизмышленное, прикрываться именем Церкви.

К изданиям, о которых Вы спрашиваете, я отношусь отрицательно, считаю, что они приносят большой вред. Что касается Вашей мысли, что в них «все же что-то есть»,— повторю, что все их обличения основаны на полуправде, перемешанной с ложью и клеветой: действительные недостатки, случаи человеческих грехов, падений выискиваются, злорадно вытаскиваются на свет, на их основе делаются излишне широкие обобщения — вот общий рецепт материалов для таких изданий.

Нам же, христианам, следует помнить, что истинное христианство основано на Евангелии, на поучениях святых отцов, которые евангельские заповеди исполнили на деле. Святой равноапостольный император Константин сказал однажды: даже если я увижу своими глазами монаха, согрешающего с женщиной на площади, то я прикрою его своим плащом. Известно и поучение преподобного Пимена Великого: «Когда мы покроем падение своего брата, и Бог покроет наше падение; а когда обнаруживаем грех брата, и Бог обнаруживает наш грех». И в этих поучениях не беспринципность, но глубокая мудрость, понимающая, что, действительно, борьба с грехом необходима, но прежде всего — с грехом в самом себе, и не следует соблазнять других людей, разжигая в них страсти осуждения, ненависти и вражды, не менее разрушительные для человека, чем любые другие.

Вопреки многократным призывам Святейшего Патриарха о необходимости проведения катехизации и религиозного образования в храмах, во многих храмах Крещение приходящих взрослых людей проводится практически без подготовки к этому святому таинству. Крестят даже тех, кто открыто не желает обучаться и даже слушать священника, пытающегося провести предварительную духовную беседу с ними. Возможно ли исправление данной ситуации?

Да, действительно, о необходимости разъяснения основ веры, смысла таинства Крещения желающим креститься постоянно напоминал духовенству и Святейший Патриарх Алексий II, ныне покойный; и сегодня Святейший Патриарх Кирилл призывает совершать Крещение взрослых людей только после оглашения, или катехизации. Думаю, что каждый архиерей в своей деятельности неоднократно обращался к духовенству с такими призывами. В частности, и я говорю об этом на каждом епархиальном собрании, в индивидуальных беседах с духовенством, с настоятелями храмов. Однако, к сожалению, добиться большого прогресса пока не удается, и не только в Саратовской епархии, хотя определенные результаты есть. Становится все больше храмов — и нашей епархии, и во всей России,— где священнослужители обязательно стараются познакомить человека с основами христианской веры прежде, чем его крестить. Но действительно бывает и так, что люди категорически отказываются перед Крещением побеседовать со священником или изобретают какие-то отговорки для того, чтобы не следовать его советам.

Не секрет, что современный человек ко всему относится потребительски. У людей, пока еще не воцерковленных, подобное потребительское отношение распространяется и на Церковь. Очень многие приходят в Церковь как в «духовный супермаркет», чтобы получить там, как они это понимают, некую услугу. И когда, как им кажется, священник начинает «предъявлять к ним какие-то требования», они возмущаются и стараются всеми возможными путями эти требования обойти.

Можно было бы, Вы скажете, просто отказать этим людям и закрыть перед ними двери Церкви. Но здесь есть две проблемы. Кто знает, как подействует на человека этот отказ: не будет ли он воспринят как оскорбление (а чаще всего именно так и бывает), и, может быть, потом человек никогда уже не переступит порог храма? И второе: если люди поставили перед собой такую задачу — креститься, даже не вполне осознавая зачем, они просто будут искать такого священника, который выполнит их требование, но неизвестно при этом, кого они найдут: бывали случаи, что на дому «совершали таинства» священнослужители, запрещенные в служении; бывает, что за священнослужителей выдают себя и откровенные мошенники. Поэтому, когда батюшки в храмах все-таки совершают Крещение тех, кто не хочет их слушать, думаю, они идут на это, как бы выбирая «меньшее зло».

Много шума наделала история с пензенскими затворниками. В чем причина того, что эти несколько десятков людей в поиске веры пошли за душевнобольным человеком? Правильно ли называть этих людей сектантами?

Главная причина — в отсутствии нормального религиозного просвещения, когда за православное христианство принимается чудовищный конгломерат из апокалиптических страхов, неприятия каких-то сторон современной жизни, разочарованности в самих себе, а порой и просто психического нездоровья. Кроме того, во все времена в народе существовали различные антигосударственные течения. И до революции некоторые старообрядческие согласия отказывались от паспортов Российской империи. В ХХ веке подобные страхи испытывались перед (последовательно) тракторами, «лампочками Ильича», переписью населения, выдачей паспортов, тогда еще советских, и т.п. Случившийся в конце XХ — начале XXI столетия в нашей стране перелом был слишком масштабен и затронул судьбы очень многих людей, и кто-то, не выдержав его последствий, сломался. Со всеми этими явлениями лучше всего борется время. Но необходимо и просвещение, которое Церковь считает одной из главных своих задач.