Orthodoxy and modernity. Digital Library

Меня постоянно мучают сомнения: все ли я исповедовал на исповеди перед Причастием. Проблема в том, что я по своей натуре торопыга, рассеян и ужасно забывчив. Я пытаюсь записывать исповедь и читать с бумажки. Но и после этого остаются сомнения. Если я действительно что-то забуду, насколько это может привести к тому, что Причастие будет в суд и осуждение? Что мне делать со своими страхами, если они совершенно необоснованны?

Такое часто бывает у людей, достаточно вдумчивых, которые очень тщательно относятся к своему внутреннему миру, ко всему, что их окружает, и стараются не упустить ни одного мельчайшего факта, подробности. Это не часто встречающаяся черта характера; на первый взгляд, в ней нет ничего плохого. Но если ей «дать волю» в себе, то в человеке могут произойти неприятные психологические изменения или даже повреждение психики. Нельзя ни в коем случае поддаваться страхам, о которых Вы говорите. Нельзя пытаться выстроить с Богом отношения «по механическому принципу»: вот, я сделал что-то или все сказал, ничего не забыл — и в ответ получил от Бога нечто соразмерное своим стараниям. А вот тут я что-то забыл, какую-то запятую не поставил, и все — не работает уже. Кнопку нажал, а результата нет... Это неправильно.

В таком отношении есть недоверие Богу. Человеку невозможно обезопасить себя от всех падений, недостатков и мысленных прилогов. В древнем патерике есть хороший рассказ, который может помочь ответить на Ваш вопрос.

К некоему великому старцу пришел ученик и сказал: «Отче, я все время падаю в мыслях». Тот говорит: «Борись с ними». Он приходит опять и говорит: «Отче, я все время подвергаюсь нашествию помыслов. Что мне с ними делать?». Старец отвечает: «Пойди на дорогу, распростри полы своей одежды и поймай ветер». — «Отче, а как это можно сделать? Это невозможно».—«Вот так же невозможно и запретить помыслам приходить к тебе. Их дело — приходить, а наше дело — отвергать и не поступать так, как они нам внушают».

Так и здесь: нельзя думать, что человеку возможно полностью уследить за собой. Все то, что сейчас мучит совесть, что тяготит сердце, о чем сегодня болит душа,— об этом надо говорить на исповеди. Недаром мы во многих наших молитвах просим Бога: «Отпусти нам вольные и невольные грехи», те есть те, которые мы знаем, и те, о которых не знаем. Потому существует и такое таинство, как Соборование, в котором человеку прощаются неисповеданные по забвению грехи. Поэтому не поддавайтесь страхам.

After confession and Communion, I feel joy and lightness, but today everything turned out to be wrong... There were about 12 people in the queue for confession in front of me. Time is running out: that's it, I won't have time to confess. I was nervous. At the last moment, two grannies appear, asking to let them pass. I resolutely refused. After all, the latter managed to confess, thanking God. I was in time for Communion. But when she left the church, she did not feel joy. Now I am at a loss. There is emptiness in the soul and a sense of guilt before God. What's the matter?

Remember that the main thing before Communion, and after, and throughout the entire Christian life is to have peace with everyone. As you yourself understood, this is not an easy matter. This peace must be sought and fought for, in no case succumbing to anger and irritation. And as for the situation you described, if you are standing in line for confession or somewhere else, you must definitely let everyone who asks for it pass, in no case be afraid that you will be late: the Lord is looking at you. And believe me, if you, having let those grandmothers go ahead, did not have time to take communion, but accepted it as the will of God, you would receive much more benefit for your soul.

Tell me, please, is there any possibility to atone for the sin of murder (a man returned from the war in Chechnya)? And do the clergy in churches have the right not to accept his confession and repentance?

In the church canons, there is a distinction between voluntary murder, involuntary (unintentional) murder and murder in war. But, of course, murder is a grave sin, and during hostilities, murders are committed in different circumstances. Therefore, a person needs to come to church, resort to the sacrament of Repentance (Confession) and reveal to the priest what is on his conscience, without hiding anything and without justifying himself in anything.

God accepts the repentance of every person if it is sincere. Therefore, even a priest who acts as a witness to repentance in the sacrament cannot reject the penitent, not accept his confession.