Orthodoxy and modernity. Digital Library

Но в то же время мы должны молиться о вразумлении и освящении своих близких. И еще: надо делать все, чтобы в моменты раскаяния, в моменты, когда человек осознает, что с ним происходит, он находил бы в Вас тепло и поддержку, а не упреки: «Я же говорила… Еще хуже будет…», чтобы мог бы получить какое-то успокоение душевное в Вашем обществе; чтобы примером всей своей жизни, примером своего отношения к людям, происходящим событиям, Вы показывали бы своим родным, что можно жить по-другому.

Мы с мужем живем в браке 14 лет. Брак венчанный. Детей нет, всю нашу совместную жизнь мы делали все, что нам рекомендовали врачи. В итоге врачи рекомендовали мне искусственное оплодотворение. Возможно ли получить благословление на такую процедуру? Батюшка посоветовал мне съездить в Алатырь к отцу Иерониму...

Я бы не советовал вам ездить «в Алатырь к отцу Иерониму» за благословением на эту процедуру. Вопрос о том, прибегать или не прибегать к ней, следует решать только с Вашим духовником — священником, который знает все обстоятельства Вашей жизни, у которого члены Вашей семьи исповедуются достаточно долгое время.

Церковь вполне определенно выразила свое отношение к ЭКО (методике экстракорпорального оплодотворения), так же как и другим злободневным современным проблемам, в документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Проблема ЭКО рассматривается в разделе «Проблемы биоэтики». Так, в пункте XII.4 говорится: «Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время, расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».

Однако в том же разделе говорится: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см.: ХII.2)».

А поскольку метод ЭКО чаще всего и предполагает разрушение «избыточных» эмбрионов в утробе матери, он не может считаться однозначно оправданным, приветствоваться Церковью. Бездетным супругам следует прислушаться к таким словам: «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена не способны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». XII.4).

У нас трое деток, средний сын — приемный, взят из Дома ребенка. Биологическая мать малыша — проститутка, наркоманка. Ребенок не крещен. Говорят, что ребенок отвечает за грехи своих родителей и его нужно отмаливать. У малыша проблемы со здоровьем, будем оперировать. Хотим покрестить перед началом лечения, но воцерковленных кандидатов в крестные нет. Что посоветуете?

Один из вас, приемных родителей (для мальчика, по традиции, нужен крестный отец), вполне может стать восприемником ребенка. Это тот самый случай, когда возможно установить настоящее духовное родство. И несмотря на то, что, действительно, греховная жизнь родителей не проходит для ребенка бесследно, Господь бесконечно милостив и способен исцелить любую немощь. История знает массу примеров, когда от не самого доброго древа получались добрые плоды — вырастали очень хорошие дети. Многое зависит от воспитания, от того, сколько любви ребенок получит дома, в своей новой семье, а главное,— от того, смогут ли родители вырастить его христианином. Для этого вам самим надо постараться стать сознательными христианами. Читайте Евангелие, почаще бывайте в храме, познакомьтесь по-настоящему с церковной жизнью (это вовсе не так сложно, как кажется на первый взгляд), с бесценным опытом Церкви — это действительно поможет вам в воспитании детей. Молитесь за них, почаще причащайте их Святых Христовых Таин — и положитесь на волю Божию. Очень часто дети приводят родителей в храм. Может быть, не только вы поможете в жизни вашему ребенку, но и он вам.

С мужем прожили 31 год, венчанные, верующие, трое детей. В семью приехала жить свекровь, и начались скандалы. Мужу словно завязали глаза, он перестал верить семье, то есть мне, детям. Когда в семье ругань и скандал, ей становится хорошо, она ходит веселая и радостная. Муж начал поднимать руки на меня и взрослых дочерей, обзывать, мы чуть не развелись. Свекрови 76 лет, она в полном здравии и уме. Помогите, подскажите, что делать?

Ответ, который я могу дать,— только терпеть свекровь. Очень часто матери слишком «по-хозяйски» относятся к своим детям (неважно при этом, сколько им лет), даже испытывают ревность, зависть к тому порядку, к тому ладу, который есть в их семьях. Но тем не менее надо как-то терпеть ее, потому что другого выхода нет: если возможно, в чем-то уступить, сделать все возможное, чтобы расположить свекровь к себе, молитесь о ней.

В каком-то смысле эта ситуация — испытание Вашей веры. Ведь заповеди Божии: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20, 12); любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44) — даны нам без всяких оговорок и поправок на то, насколько хороши наши родители.