Православная мысль
Выпуск 2   Познание видимого
и невидимого мира        "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и
Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..." (Рим. 1, 20)

и обосновал правомерность научного познания физического мира, подразумевая при этом наличие в его основании некоей абсолютно непозноваемой для разума духовной реальности.      Недоступность духовного мира (в отличии от физического) для научного подхода, или, говоря другим языком, для рассудочных "умствований" постоянно подчеркивается в Священном Писании и песнопениях Церкви: Утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк. 10, 21).

     Святые отцы единодушно запрещают умствовать о духовных предметах.      С точки зрения христианского учения такой запрет объясняется состоянием, в котором находится человек после грехопадения и изгнания из рая (Быт. 2, 16,17; 3, 14-19). Болезненным страстям и смерти, т.е. отлучению от Бога - источника жизни, подвержен вместе со всей человеческой природой и ум, который тоже стал, по учению святых отцов, ПАДШИМ.

Это означает, что он потерял способность к видению духовного мира и к богообщению.      Через покаяние и веру человек может, действием благодати, снова восстановить в себе первозданную способность разума здраво судить не только о внешнем мире, но и о духовных предметах, т.е. познавать Бога, богословствовать. Но пока этого не произошло, человеческий разум находится в некотором болезненном противоречии.

Он естественно стремится все понять и во всем разобраться, но не может этого достигнуть, вследствие того, что после грехопадения непосредственное познание духовного мира для него закрыто. Вот что пишет об этом Иммануил Кант в предисловии к упомянутой выше Критике...: "На долю человеческого разума... выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же врвімя он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума".

     При этом перед разумом открывается возможность пойти ложным путем - умствовать о духовных предметах, строить в этой, как бы пустой для наших пяти чувств и закрытой для разума вследствие его падения области, всевозможные воздушные замки и заманчивые теории. Это является причиной существования бесчисленного множества ложных религиозных и философских систем, а так же бесконечных споров о них.

Вот что пишет об этом состоянии разума святитель Феофан Затворник. В раю "... дух его (Адама) ясно зрел Бога и все Божеское, - так ясно, как ясно видит кто здравыми очами вещъ пред собой. Но с падением очи духа закрылисъ, - и он уже не видит, что видетъ было ему естественно. Сам дух остался, и очи в нем естъ, - но закрыты. Он в таком положении, в каком тот, у кого бы веки срослисъ.

Глаз цел, жаждет света, ищет, как бы увидетъ его, чуя, что он естъ; но сросшиеся веки мешают ему открыту бытъ и прямо войти в общение со светом. Что дух в таком положении в падшем, это до осязателъности очевидно. - Зрение духа человек хотел заменитъ умозрением, отвлеченнейшими построениями ума, идеальничанием; но из этого ничего никогда не выходило.

Свидетельство тому - все философские метафизики."      Разум как бы не хочет мириться со своей ограниченностью, и продолжает стремится в рай сладости, куда вход ему, однако, закрыт. До своего изгнания, находясь в раю, Адам занимался тем, что в наше время мы называем научным описанием мира. Господь приводил к нему животных и тот нарицал им имена (Быт. 1, 19).

Однако эта "научная деятельность" была качественно другой. Адам видел духовную сущность вещей и поэтому правильно систематизировал мир (нарицал имена). Наука, которая существует сейчас на нашей грешной земле, качественно другая. Она как бы слепа - разум не видит духовной сущности вещей и описывает лишь их внешние признаки. Несомненно, что и такая наука имеет смысл, но она ни в коей мере не может претендовать на описание духового мира.

Духовный мир, впрочем, сейчас не является полностью закрытым для человека, и даже более того, как уже было замечено, смысл христианства именно и состоит в том, чтобы вернуть себе то первозданное состояние и общение с миром духовным, который мы имели до грехопадения. "Православие неложное естъ истинное ведение видимых и невидимых вещей..." (Св. Григоий Синаит). Но этого не достигнешь внешним (научным) изучением мира. Нужно измениться самому.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5,8). Когда к Антонию Великому в пустыню пришел некий ученый муж и недоумевал как тот, сидя в пустыне, лишает себя чтения ученых книг, Антоний ответил ему, что для него весь мир представляет из себя открытую книгу и когда хочет он читает ее.      Чем глубже ученые проникают в законы физики микромира, тем более "нелогичными" и труднопонимаемыми становятся результаты исследований, так что возникает соблазн попытаться смешать их с духовным учением о Боге, которое тоже сверхлогично.

Однако мы не должны забывать, что каковы бы ни были результаты исследований, какие бы теории, например, о развитии вселенной не выдвигались, - если это именно научные теории, то они всегда описывают уже сотворенный мир. Если же научные теории начинают говорить о том, как мир сотворен Богом, или сам по себе возник из ничего, то они становятся очередным религиозным учением, или просто глупостью.

     Но человеческий разум, как уже было замечено, не хочет мириться с неполнотой знания о мире. Он начинает рассуждать по своим законам. Например, искать наимельчайшие частицы, из которых сложен мир. Сначала такими частицами назвали молекулы. Потом оказалось, что молекулы состоят из атомов. Но и с атомами то же самое, и даже составные части этих атомов - протоны и нейтроны состоят из кварков.

Очевидно, так будет продолжаться без конца. Разум, однако, стремиться именно дойти до конца и продолжает рассуждать: если мы найдем некую действительно элементарную частицу, то не сможем объяснить, как такие частицы могут взаимодействовать между собой, ведь для этого будут нужны носители этого взаимодействия, какие-то еще более мелкие частицы. Но и те должны как-то взаимодействовать и должны быть носители... Другими словами, если частица (может быть волна, или что-то другое) существует (