St. Cyril of Jerusalem

34. О сем возвещает тебе Церковь, и научает; и скверн касается она, чтобы тебе не оскверниться. Говорит о язвах, чтобы ты не был уязвлен. Для тебя довольно только знать это, а узнать на опыте берегись. Бог гремит, мы все содрогаемся, а они богохульствуют. Бог посылает молнию, мы все падаем на землю, а они языком своим злословят небеса. Иисус говорить об Отце Своем, что Он солнце свое сияет на злыя и благия, и дождить на праведныя и неправедныя (Мф. 5, 45). А они говорят, что дожди бывают от любовного неистовства; они дерзают говорить, что на небе есть какая-то красивая девица, и красивый юноша, и что они в то же время, как верблюды, или волки, имеют постыдное совокупление, что в зимнее время юноша с неистовством набегает на девицу, говорят, что она убегает от него, а он гонится за нею, и от того потеет, а из пота его бывают дожди. Это написано в книгах Манихейских, это мы читали, не доверяя тому, что говорят они. Ибо для предостережения вас мы любопытствовали о пагубном их учении.

35. Но да избавит нас Господь от такового заблуждения, да возбудит в вас вражду против змия, чтобы, как они стерегут пяту вашу, так и вам попрать главу их. Помните сказанное: какое согласие у тебя с ними? Что общего у света со тьмою (2 Кор. 6, 14). Что имеют общего чистота Церкви и скверна Манихейская? Здесь порядок, здесь благочиние, здесь святость, здесь непорочность, здесь осуждается даже воззрение на жену (Мф. 5, 28) для похоти, здесь брак чист, здесь постоянное воздержание, здесь девство в равноангельском достоинстве, здесь вкушают пищу с благодарением, здесь благоговение к Творцу всего, здесь покланяются Отцу Христа, здесь учат страху и трепету пред тем, Который изливает дождь, здесь воссылаем славословия Гремящему, и молнию Посылающему.

36. Присоединись к овцам, убегай волков, от Церкви не отлучайся, отвращайся даже тех, которые некогда подозреваемы были в сем. И если не узнаешь, что они долгое время раскаиваются, то скоро не вверяй себя им. Предана тебе истина о единовластительстве Божием, распознавай, как травы, учение. Будь искусным купцом, добрая держи, от всякаго вида злаго отгребайся (1 Сол. 5, 21–22). А если некогда и было в тебе зло это, то, сознавши заблуждение, отвращайся его. Ибо тогда вступишь на путь спасения, если изблюешь блевотину, и если сердечно возненавидишь ее, если отречешься от них не устами только, но и душою, если покланяться будешь Отцу Христа, — Богу закона и Пророков, если познаешь, что Благий и Правосудный есть Един и Тот же Бог, Который всех вас да хранит, соблюдая свободными от заблуждений, и соблазнов, и твердыми в вере, во Христе Иисусе Господе нашем; слава Ему во веки веков. Аминь.

[1] Так назывались поклонявшиеся солнцу.

Огласительное поучение седьмое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова из послания к Ефесянам: Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, и проч. (Еф. 3, 14).

7. Вчера достаточно говорил я вам о единовластительстве Божием; достаточно, говорю, разумея не то, чтобы слово мое было вполне совершенно (ибо достигнуть сего вовсе невозможно существу смертному), но то, сколько я мог сказать по своей немощи. Тогда вместе показал я вам и все увертки безбожных еретиков, многоразличным образом заблуждающихся. Теперь обнаруживши их срамоту и душевный яд и упомянувши о всем их учении (что я делал не для того, чтобы причинить им вред, но чтобы принести им большую пользу), снова выйдем против их, и примем спасительные уроки истинной веры, соединяя с достоянием единовластительства Божия достояния отечества и веруя во единого Бога Отца. Ибо мы не во единого только Бога должны веровать, но вместе обязаны благочестно признавать, что Он есть и Отец Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

2. Потому-то мы возвышеннее судим, нежели иудеи, которые в своем учении хотя и признают единого Бога Отца (да и это многократно отвергали, впадая в идолослужение), но не признают, что Он есть Отец и Господа нашего Иисуса Христа, умствуя против своих пророков, которые говорят в Божественном Писании: Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2, 7). Но они и по настоящее время возстают и собираются на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 2), думая, что можно угодить Отцу и без почитания Сына, а не знают того, что никто не приходит ко Отцу, токмо (Ин. 14, 6) чрез Сына, Который Сам говорит о Себе: Аз есмь дверь, и Аз есмь путь (Ин. 10, 7; 14, 6). Как же может удостоиться прийти к Богу тот, кто уклоняется от пути, ведущего ко Отцу, и бежит от самых дверей? Они противоречат и тому, что написано в 88-м псалме: Той призовет мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения: и Аз Первенца положу Его, высока паче царей земных (Пс. 88, 27–28). Так как они упорно настаивают, что слова эти сказаны к Давиду, или Соломону, или к другому кому-либо, то пусть объяснят нам, каким образом престол сего Царя, возвещаемого пророками их, есть яко дние неба, яко солнце пред лицем Божиим, и яко луна совершенна в век (Пс. 88, 30, 37–38). Как их не приводит в стыд написанное: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109, 3); также и сие: пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов (Пс. 71, 5), что относить к кому-либо из людей вовсе безрассудно

3. Но пусть иудеи по обыкновенному своему неверию заблуждаются, когда хотят, по поводу как этих слов, так и других подобных. Мы же, напротив, принимаем благочестное учение веры, когда покланяемся Единому Богу, Отцу Иисуса Христа. (Ибо Того, Кто всем дарует силу рождать, лишать этой самой силы есть дело нечестивое). Веруем во Единаго Бога Отца, да таким образом вера во Христа, еще прежде, нежели начнем излагать учение собственно о Христе, вселится в сердцах слышащих, будучи нимало не отделяема от того, что сказано об Отце.

4. Ибо имя Отца при самом произнесении Его уже дает разуметь и о Сыне, точно также, как изрекши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо если Отец, то без сомнения Он есть Отец Сына; и если Сын, без сомнения Он есть Сын Отца. Потому, чтобы из сих слов: во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, когда после присоединяем к ним: и во Единого Господа Иисуса Христа, не вывел кто нечистого заключения, будто Единородный в порядке занимает второе место после неба и земли, мы прежде нежели наименовали небо и землю, наименовали Бога Отцом, чтобы таким образом помышляя об Отце, вместе помышляли и о Сыне. Ибо между Сыном и Отцом нет ничего, что разделяло бы Их.

5. Итак, Бог, хотя есть Отец многих, но не в собственном смысле; а по естеству и по самой истине есть Отец Единого только, Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, не во времени начавший быть Отцом, но от века Отец Единородного; ибо прежде не был Он без Сына и не родил Его впоследствии, размыслив Сам с Собою. Сей Отец прежде всякого существа, прежде всякого знания, прежде времени и всех веков имеет достояние Отца; Отец поэтому более, нежели по другим его совершенствам, должен быть чтим; Отец сделавшийся таковым не по страсти, не от совокупления, не по неведению, Отец без истощания, без умаления, без изменения. Ибо всяк дар совершен, свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременения, или преложения стень (Иак. 1, 17); Отец совершенный совершенного Сына родивший, и все предавший Рожденному: вся Мне предана суть Отцем Моим (Мф. 11, 27), говорить Он. Поэтому Отца и чтит Единородный: Аз чту Отца Моего (Ин. 8, 49), говорит Сын; и еще: Аз заповеди Отца Моего со6людох, и пребываю в Его любви (15, 10). А потому и мы говорим вместе с Апостолом: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи. Сего ради преклоняем колена ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Негоже всяко отечество на не6есех и на земли именуется (2 Кор. 1, 3; Еф. 3, 14–15), и прославляем Его вместе с Единородным. Ибо всяк отметаяйся Отца, отметается и Сына, напротив исповедаяй Сына и Отца имать; и мы сознаем, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (1 Ин. 2, 22–23).

6. Итак, мы покланяемся Отцу Христа, Творцу неба и земли, Богу Авраамову, Исаакову и Иаковлю, в честь Которого и прежде здесь прямо против нас воздвигнут был храм. Не будем слушать еретиков, отделяющих Ветхий завет от Нового, но имеем веру Иисусу Христу, Который говорить о храме: не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми (Лк. 2, 49). И в другом месте: возмите сия отсюду, и не творите дому Отца Моею дому купли (Ин. 2, 16). Каковыми словами Он ясно показывает, что храм, бывший прежде в Иерусалиме, есть дом Отца Его. Если же бы кто по неверию захотел и более иметь доказательств на то, что Отец Христа есть и Творец мира, то пусть послушает слов Его Самого: не две ли птицы ценятся единым ассарием? и ни едина от них падет на земли, без воли Отца Моего, Иже на небесех (Мф. 10, 29). Также: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их (Мф. 6, 26). И еще: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5, 17).

7. Впрочем, чтобы кто-либо или по простоте, или по злонамеренности из сих слов Христа: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Ин. 20, 17), не заключил, что Он равночестен людям праведным, поставляю нужным сделать предварительно следующее ограничение, что хотя наименование Отца и одно, но значение Его различно. И Христос, зная это, с предосторожностью сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему; не сказал: ко Отцу нашему, но отдельно сказал сперва о Себе: ко Отцу Моему, Который есть Отец Его по естеству, а потом присовокупил: и ко Отцу вашему, каковым Он есть для них по усыновлению их Себе. Хотя мы получили полное право взывать в наших молитвах: Отче наш, Иже ecu на небесех (Мф. 6, 9), но это есть дар человеколюбия Божия. Ибо мы называем Его Отцом не потому, чтобы естественным образом родились от Отца небесного, но удостоены неизреченным человеколюбием говорить так потому, что отеческою благодатию из рабства переведены в состояние усыновления чрез Сына и Святого Духа.