St. Cyril of Jerusalem

7. Да будут ненавистны и Маркиониты, которые уничтожили в Новом Завете слова, приводимые из Ветхого Завета. Ибо первый безбожный Маркион, первый допустил трех богов, и видя, что в Новом Завете находятся свидетельства о Христе из Пророков, истребил оные свидетельства Ветхого Завета, чтобы оставить Царя без свидетелей. Да будут ненавистны вышеупомянутые Гностики, знатоки по имени, но исполненные невежества, дерзнувшие сказать о Святом Духе такое, о чем я не смею говорить.

8. Да будут ненавистны Катафриги и Монтан, начальник зла, и две его пророчицы, Максимилла и Прискилла. Ибо сей Монтан сумасшедший и поистине неистовый, не сказал бы он сего, если бы не был в неистовстве, осмелился себя самого назвать Духом Святым, будучи человек подлейший и исполненный всякой нечистоты и мерзости. Чтобы не оскорбить целомудрия жен, здесь находящихся, довольно изъяснить cиe посредством знаков. Заняв Пепузу, малейшее местечко во Фригии, и ложно наименовав оное Иepyсалимом, закалал здесь несчастных малых у женщин детей и раздроблял их в беззаконную снедь, под предлогом называемых у них таинств. Посему-то прежде, во время гонения нас подозревали в сем; поскольку и. сии Монтанисты, хотя ложно, но тем же именем Христиан назывались. Осмелился назвать самого себя Святым Духом человек, исполненный всякого нечестия и бесчеловечия, он как безответный подлежит осуждению.

9. Сподвижником его был, как прежде сказано, II нечестивейший Манес, который собрал злое из всех ересей. Он, сый последний ров погибели, совокупив Bмеcте все учение еретическое, составил новую ложь и учил оной. Осмелился сказать, что он есть Утешитель, коего Христос обещал послать. Но Спаситель, обещая Утешителя, сказал Апостолам: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49). Что ж? Ужели умершие за двести лет Апостолы ожидали Манеса, чтобы облещись им силою? И кто осмелится сказать, что они в продолжение сего времени не были исполнены Святого Духа? А написано, что они тогда возлагаху руце, и приемляху Духа Сватаго (Деян. 8, 17). Не прежде ли Манеса, и прежде многих лет cиe сбылось, когда в день Пятидесятницы сошел Дух Святый?

10. За что осужден был Симон волхв? Не за то ли, что, пришед к Апостолам, сказал: дадите и мне власть cию, да, на негоже аще положу руце, npиuмет Духа Святаго (Деян. 8, 19)? Не сказал он: дайте и мне общение Духа Святого, но власть, чтобы продать другим то, чего продать не можно, и чего сам не имел. И сребро принес к нелюбостяжательным. Видел он, что приносящие цену проданных имений, полагали оную пред ногами Апостолов; но не размыслил, что те, которые попирают ногами богатство, для пропитания нищих принесенное, не дадут за цену власть Духа Святого. Что же они говорят Симону? Сребро твое с тобою, да будет в погибель, яко дар Божий непщевал ecu сребром стяжати (Деян. 8, 20). Ты второй Иуда; ты думал, что за сребро можно продавать дар Духа. Итак, если Симон, хотевший за цену получить власть, погиб: то коль нечестив Манес, назвавший себя Духом Святым? Возненавидим достойных ненависти;—отвратимся от тех, от которых отвращается Бог. Скажем и мы Богу со всяким дерзновением о всех еретиках: не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях (Пс. 138, 21)? Ибо есть и добрая вражда, как написано, например: и вражду положи между тобою, и между семенем твоим (Быт. 3, 15). Ибо любовь к змию производить вражду против Бога и смерти.

11. Итак, вот что нужно было сказать нам об отверженных. Теперь обратимся к Божественному Писанию, и будем пить воды от своих сосудов (Притч. 5, 15) то есть, Святых отцев, и от своих кладенцев источника. Будем пить от воды живыя, текущия в живот вечный (Ин. 4, 14). Cиe же рече Спаситель о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии в Него (Ин. 7, 39). Примечай, что говорит Он, веруяй в Мя, не просто, но, якоже рече писание. Он Указывает тебе на слова Ветхого Завета: реки от чрева его ucmeкут воды живы (38). Не реки видимые, напаяющие землю, производящую только терние и древа, но реки просвещающие душу. И в другом месте говорить: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живом вечный (Ин. 4, 14), Новая вода живая и текущая, текущая на достойных.

12. И для чего духовную благодать наименовал Он водою?Поскольку чрез воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет дейcтвия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным, и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой, и всему дает особливый вид, между тем как. он единовиден и не инаков сам в себе. Ибо не изменяющийся сам в себе дождь, не сходит то в том, то в другом виде; но входя в составь тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действе. Так и Дух Святый, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водою, пускает отрасли; равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он будучи одинаков, по воле Бога Отца, — именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит: но Сам в Себе не различен, как написано: комуждо же дается явление Духа на пользу (1 Кор. 12, 7), овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе (8): другому же вера, тем же Духом (9), другому же действия сил: иному же пророчество: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков (10). Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (1 Кор. 12, 11).

13. Но поскольку просто о Духе многое и различное сказано в Божественном Писании, и опасно, чтобы кто либо по неведению не впал в смешение понятий, не зная о каком духе разуметь написанное; то хорошо теперь в предосторожность изъяснить, какого Духа называет Писание Святым. Ибо как Христом (Помазанным) называется Аарон, и Давид, и Саул, да и другие называются христами, между тем как один есть истинный Христос: равным образом, поскольку и наименование духа дается различным предметам, то нужно знать, кто есть в особенности именуемый Дух Святый; ибо многому дается наименованиe духа. Ангел называется духом; душа наша называется духом; и сей дышущий ветр называется духом; и великая сила называется духом; и худой образ жизни называется духом, и диавол противник называется духом. Итак, будь осмотрителен, слыша cиe, чтобы не почесть тебе одного вместо Другого, по причине одинакового наименования. О душе нашей говорить Писание: изыдет дух его, и возвратится в землю свою (Пс. 145, 4). И о сей же душе говорится в другом меcте: созидаяй дух человека в нем (Зах. 12, и). Об Ангелах говорится во Псалмах: творяй Ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный (Пс. 103, 4). И о ветре говорится: духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския (Пс. 47, 8), и: якоже в дубраве древо духом восколеблется (Пс. 47, 5). И в другом месте: огнь, град, снег, голоть, дух бурен (Пс. 143, 8). О добром учении сам Господь говорить: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. 6, 63), то есть, они духовны: Дух же Святый не изрекается языком. Он имеет жизнь, как Премудрый, дает силу говорить, и Сам беседует.

14. И хочешь ли знать, что Он беседует и говорит? Филипп, по откровению Ангельскому, пошел путем, ведущим в Газу, в то время, когда Евнух ехал. И рече Дух Филиппу: приступи и прилепися колеснице сей (Деян. 8, 29). Видишь? Дух говорить слышащему. И Иезекииль говорит так: нападе на мя Дух Господень, и рече ко мне: сия глаголет Господь (Иез. 11, 5). И в другом месте: рече Дух Святый к находившимся в Антиохии Апостолам: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13, 2). Видишь? Что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает и со властию посылает. И Павел говорить: точно, яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя: яко узы и скорби мене ждут (Деян. 20, 23). Ибо сей благий освятитель Церкви и помощник и учитель Дух Святый, Утешитель, о Котором сказал Спаситель: Той вы научит всему, (не сказал: научит только) но и воспомянет вся, яже рех вам (Ин. 14, 26); ибо не иное учение Христово, а иное Духа Святого, но одно и то же. Предвозвестил Павлу имеющее с ним случиться: чтобы он, узнав cиe наперед, был благодушнее. Cиe сказано для того, чтобы объяснить слова: глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть, чтобы, то есть, ты не почел сего Духа простым изречением уст, но добрым учением.

15. Называется в Писании духом и грех, как мы сказали, но в другом и противном смысле, как например Говорится: духом блужения прельстишася (Ос. 4, 12). Называется духом нечистый дух (Лк. 11, 24), диавол, однако же с прибавлением, нечистый. Всякому духу, для означения свойства его дается свое наименование. Если Писание называет душу человеческую духом; то с присовокуплением: дух человеский. Если ветр называет духом, то называет духом бурным (Пс. 47, 8). Если грех называет духом, то называет духом блужения (Oc. 4, 12). Если диавола называет духом, то называет духом нечистым: чтобы знали мы, о каком именно духе говорится. Не подумай, что здесь говорится о Святом Духе, — нет; ибо наименование духа есть нечто общее, и все то, что не имеет грубого тела, обыкновенно называется духом.Поскольку же и диаволы не имеют таковых тел, то называются духами. Но великое здесь различие. Ибо нечистый дух, когда нападает на душу человека (да сохранит от сего Господь душу всех слушающих, равно и не находящихся здесь!), подобен кровожадному волку, нападающему на овцу, чтобы пожрать ее. Появление его самое ужасное, для чувства самое несносное, в мыслях производить помрачение; нападете его беззаконное; он похищает чужое стяжание насильственно, поступает с чужим телом, как с своим, и чужим орудием повергает стоящего; ибо он сообщник падшему с неба; извращает язык, искривляет уста, в которых пена бывает вместо слов; человек помрачается, глаза открыты, но ими не видит душа, и несчастный человек ужасно стенает прежде смерти. Поистине враги человеков суть диаволы, столь гнусным и немилосердым образом поступающие с ними.

16. Нет не таков Дух Святый; Его, напротив, действия направлены ко благу и спасению. И во первых явление Его кроткое, при Его приняли бывает благовоние, бремя Его самое легкое. Лучи света и ведения блистают пред Его явлением. Приходит Он с любовию истинного Попечителя. Ибо приходить спасти и уврачевать, научить, вразумить, утвердить, утешить, просветить ум сперва того, кто пpиемлет, а чрез Него умы и других. И как бывший прежде во мраке, потом внезапно узревший солнце, приемлет свет телесными очами, и видит то, чего ясно не видел: так и удостоившийся Духа Святого, просвещается душой, и став выше человека, созерцает то, чего не видел. На земли телом, а душой прозирает в небеса. Видит, как Исаия, Господа седяща на престоле высоце и превознесенне (Ис. 6, 1): видит, как Иезекииль, седящаго на Херувимех (Иез. 10): видит, как Даниил, тьмы тем, и тысящи тысящ (Дан. 7, 10). И малый человек видит начало миpa и конец мира, и средину времен, и преемства царей знает, чего прежде не разумел: ибо находится с ним истинный Просветитель. Внутри стен человек, но сила ведения простирается далеко, и он видит даже дела других.

7. Не был Петр с Ананиею и Сапфирою, когда они продавали имение, но духом был там. Почто, говорит он, исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому (Деян. 5, 3)? Обличителя не было, свидетеля не было. Откуда же узнал он случившееся? Сущее тебе, не твое ли бе? И проданое не в твоей ли власти бяше? Что яко положил ecu в сердце твоем вещь сию (4)? Неученый Петр благодатию Духа узнал то, чего не разумели и греческие мудрецы. Ты знаешь подобное сему и об Елиссее: ибо когда он даром исцелил проказу Неемана, то Гиезий взял плату, премля награду за чужой труд: и взявши с Неемана деньги, сокрыл их в темном месте; но тьма не темна для святых. Ибо как скоро пришел он, Елиссей спрашивает его; и как Петр говорит: рцы ми, аще на толице село отдаста (Деян. 5, 8)? Так и сей испытывает: откуда, Гиезие (4 Царст. 5, 25)? Не потому, чтобы не знал, откуда, но от скорби говорил: откуда? Ты от тьмы пришел, и во тьму .пойдешь. Ты продал исцеление прокаженному, и получишь в замену проказу его. .Я исполнил, говорит он, повеление Того, Который сказал мне: туне приясте, туне дадите; ты же продав дар оный, прими проказу, которая была случаем к продаже. Что же при сем говорить к нему Елиссей? И сердце ли мое ходи с тобою (26)? Хотя я телом находился здесь, но Дух, данный мне от Бога, видел и отдаленное, и показывал мне ясно, что в другом месте происходило. Видишь, что Дух Святый не только выводит из неведения, но и ведение сообщает? Видишь, как он просвещает души?

18. Исаия почти за тысячу лет видел Сион как кущу, тогда как град сей еще стоял, был украшен торжищами, и был в славе, и другой Пророк говорить: Сион, яко нива изорется (Мих. 3, 12); предсказывая то, что ныне при нас исполнилось. Примечай же точность в пророчестве; оно говорит: оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде (Ис. 1, 8). Ныне на местах сих везде почти огуречные гряды. Видишь ли, как святых просвещает Дух Святый? Итак, смотри, чтобы вместо Его, по причине сходства названия, не принять тебе другого духа, но старайся находить точные признаки.

19. Если тебе, когда ты сидишь, приходить мысль о чистоте, или девстве, то это Святого Духа учение. Не часто ли видим мы, что девица, быв уже при брачном ложе, убегала от оного, будучи Им научаема девству? Не часто ли видим, как славный царедворец презирал богатство и достоинства, будучи научаем Духом Святым? Не часто ли видим, что юноша, узрев красоту телесную, смежал очи, удалялся, чтобы не видеть оной, и таким образом избегал осквернения? Ты хочешь знать, от чего произошло cиe: Дух Святый научил душу юноши. Столько в миpе лестных выгод, но Христиане ничего не имеют. От чего? По внушению Духа Святого. Неоцененный поистине дар, Святый и благий Дух. Праведно мы крещаемся в Отца, и Сына, и Святого Духа. Человек, еще будучи во плоти, противоборствует многим самым свирепым духам нечистым. И часто нечистый дух, которого многие не могли смирить железными узами, смиряем был молитвословием того, в коем обитала сила Духа Святого: и одно дуновение заклинающего бывает огнем для сих невидимых врагов. Итак, мы имеем великого от Бога Поборника и Предстателя, великого Церкви Учителя, великого Покровителя. Не станем страшиться злых духов, ни самого диавола: ибо Защитник наш более; только отверзем Ему двери. Ибо Он обходя всюду, ищет достойных, ищет, чтобы сообщить кому-либо дары свои.

20. Утешителем же называется Он потому, что утешает, увещавает и облегчает немощь нашу. О чесом бо помолимся, якоже подобает, нe вемы: но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26), очевидно, что пред Богом. Часто бывает, что кто-нибудь терпит за Христа несправедливое озлобление и бесчестие: настает мученический подвиг, отовсюду муки, и огонь, и мечи, и звери, и бездна. Но Дух Святый внушает, говоря: потерпи Господа (Пс. 26, 14), человек! не важно то, что происходит с тобою, а дары велики: не долго здесь потрудившись, вечно будешь жить с Ангелами. Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Он изображает человеку царство небесное, показывает и рай сладости; и мученики по необходимости предстоя пред судами лично в теле, силою Духа находясь уже в раю, презирали видимые ими жестокости.