St. Cyril of Jerusalem

29. Сей Дух Святый вместе со Отцем и Сыном, постановив во вселенской Церкви Новый Завет, освободил нас от тяжкого законного бремени: я разумею здесь постановления о чистой и нечистой пище, о субботе и новомесячии, о обрезании, о кроплениях и жертвах; ибо вcе оные, будучи даны на время, имели сень грядущих благ (Евр. 10, 1); при явлении самой вещи по справедливости, , оставлены. Ибо когда по причине спора происшедшего от тех, которые утверждали, что должно обрезываться и соблюдать обряды Моисеевы, посланы были в Иерусалим Павел и Варнава; то находившиеся здесь Апостолы написанным посланием освободили всю вселенную от всего законного и прообразовательного. Впрочем они не присвояли себе право располагать столь важным делом, но в написанном Послании исповедуют: изволися Духу Святому и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нужных сих: огребатися от идоложертвенных, и крове, и удавленины и блуда (Деян. 15, 28, 29). Коим писанием ясно показали, что хотя оно писано было Апостолами-человеками, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной, каковой закон принявши Варнава и Павел, сделали оный действительным во всем миpе.

30. Продолжив доселе слово свое, я прошу у вас, возлюбленные, а наипаче у живущего в Павле Духа, прошения, ежели, по причине моей слабости и вашего, слушатели, утруждения, не мог всего сказать. Ибо могу ли я поведать, как должно, чудные деяния, силою Святого Духа, именим Христовым совершенные им в Кипре над Элимом волхвом, в Листре, где исцелил он хромого, в Киликии, Фригии, Галатии, Мисии и Македонии, или то, что произвел он в Филиппах; здесь разумею его проповедь и изгнание именем Христовым прорицательного духа, и во время ночи, после сотрясения темницы, спасение посредством крещения темничного стража со всем его домом; или то, что он сделал в Солуне, и среди Афин в Ареопаге произвела его проповедь, или то, как учил он и во всей Ахаии? Могу ли я, как должно, поведать действия, совершенные чрез Павла в Ефесе Духом Святым, Коего прежде не зная там обитающие познали посредством Павлова учения? Ибо когда Павел возложил руки, и когда сошел на них Дух Святый: они глаголаху языки и пророчествоваху (Деян. 19, 6). Толикая в нем была благодать Духа Святого, что не только сам он прикосновением врачевал, но и от тела его взимаемые платки и полотенца исцеляли болезни и изгоняли злых духов; даже занимавшиеся чapoдеяниeм, собравше книги своя, сожигау пред всеми (Деян. 19, 19).

31. Не упоминаю о действии его в Троаде над Евтихом, которые во сне упав с третьего этажа вниз, поднят был мертвым и воскрешен Павлом. Умалчиваю и о беседовании его с Ефесскими пресвитерами, которых призвав в Милит, ясно им говорил: яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут (Деян. 20, 23); ибо чрез слова: по вся грады, Павел ясно показал, что в каждом городе, производимые им чудеса, производимы были действием Святого Духа, манием Божественным и именем говорившего в нем Христа. Силою сего Святого Духа тот же Павел поспешно прибыл во Св. сей град Иерусалим. Хотя Агав предрек Духом, что с ним случится здесь: но он не преставал с дерзновением проповедовать о Христе. Будучи же приведен в Кecapию, среди судилища, то пред Феликсом, то пред Фистом правителем и Агриппою Царем Павел столь сильную имел от Святого Духа благодать премудрости, что даже сам Царь иудейский Агриппа сказал: вмале мя препираеши Христианина быти (Деян. 26, 28). Тот же Дух Святый сохранил Павла от вреда, когда он угрызен был ехидною на острове Мелите, и совершил чрез него различные исцеления над недужными. Тот же Дух Святый наконец до царствующего Рима довел сего проповедника Христова, бывшего некогда гонителем, где он многих живущих иудеев убедил веровать во Христа; а противящимся ясно говорил; добре Дух Святый глагола чрез Исаию Пророка глаголющаго ко отцем вашим и проч. (Деян. 28, 25).

32. А что Павел и все подобные ему Апостолы и прочие после них верущие в Отца и Сына и Святого Духа (Единосущного) исполнены были Духом Святым, для сего выслушай, что Павел ясно пишет в своих Посланиях: и слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы (1 Кор. 2, 4); и в другом месте: иже и запечатле нас (2 Кор. 1, 22) в cиe истое Бог, и даде нам обручение Духа (5, 5). И еще: воздвигий Иucyca из мертвых, оживотворит мертвенная ваша телеса живущим Духом Его в вас (Рим. 8, 11). Также в Послании к Тимофею: доброе завещание соблюди Духом Святым, живущим в нас (2 Тим. 1, 14).

33. А что Дух Святый самосущен, и живет, и говорит, и предсказывает, о сем многократно мною сказано было прежде. И Павел ясно пишет к Тимофею: Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры (1 Тим. 4, 1); что мы видим в разделениях Церкви, бывших не токмо в прежние, но и в наши времена, так как заблуждение еретиков различно и многообразно. И в другом месте он же говорит: яже во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся Святым Его Апостолом и Пророком Духом Святым и проч. (Еф. 3, 3) И еще: темже якоже глаголет Дух Святый (Евр. 3, 7). Также: свидетельствует же нам и Дух Святый (Евр. 10, 15). И в другом месте взывает к вооруженным правдою, говоря: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий, всякою молитвою и молением (Еф. 6, 17, 18). И также: не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных (5, 18, 19). И еще: благодать Господа Иucyca и любы Бога, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13).

34. Все cиe и еще многое опущенное разумеющим представляет самосущую, освящающую и действующую силу Духа Святого. Ибо мне не достало бы для повествования времени, если бы я захотел предложить остальные о Святом Духе свидетельства из четырнадцати Посланий Апостола Павла, в которых он различно, достаточно и благочестиво учил о Нем. Впрочем сам Всемогущий Дух Святый да простит, что я по недостатку времени опустил, а вам, слушатели, да подаст совершеннейшее познание того, что опущено. Ибо прилежные из вас узнают cиe из многократного чтения Божественного Писания, а сими двумя и прежде сказанными поучениями более утвердятся в вере во Единаго Бога Отца Вседержителя, и в Господа нашего Иucyca Христа, Сына Его Единороднаго, и в Духа Святаго, Утешителя. Хотя речение и именование cиe Духа в Божественном Писании приписывается всем трем лицам: ибо говорится об Отце: Дух есть Бог (Ин. 4, 24), как написано в Евангелии от Иоанна; и о Сыне: Дух лица нашего Христос Господь (Плач. 4, 20), как говорит Пророк Иеремия; и о Святом Духе: утешитель же Дух Святый (Ин. 14, 26); как сказано: однако же учение веры благочестиво понимаемое отвергает Савеллево заблуждение. Итак, возвратимся рассуждением к тому, что теперь мне нужно, и для вас полезно сказать.

35. Берегись, чтобы не приступить тебе к крещающим, подобно Симону, с лицемерием, сердцем своим не заботясь об истине. Наше дело засвидетельствовать, а твое утверждаться. Если стоишь в вере, блажен ты; если впал в неверие, то с сего времени оставь неверие и будь уверен. Во время крещения, когда приступишь к Епископам, или Пресвитерам или Диаконам (везде есть благодать и в селах, и в городах, в простых людях и в ученых, в рабах и свободных; ибо благодать не от человеков, но от Бога дается чрез человеков): приступай к крещающему, но приступая, не смотри на лице того, кого видишь, а держи в мыслях сего Святого Духа, о Котором ныне беседуем. Ибо Он готов запечатлеть твою душу. И поистине небесную и Божественную, которой ужасаются диволы, даст Он тебе печать, как и написано: в Немже и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым. (Еф. 1, 13).

36. Но Он испытывает душу; не повергает бисера пред свиньями. Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя. Если же приступаешь с верою, то человеки будут совершать видимое, а Дух Святый сообщит невидимое. Ты в сей один час подвергнешься важному испытанию, избранию в великое воинство: если погубишь время cиe, то невозможно будет исправить тебе зла. Если сподобишься благодати, то просветится твоя душа: получишь силу, которой не имел; получишь оружие, страшное злым духам. И если не сложишь с себя оружия сего, а будешь хранить печать на душе, то злой дух не приступит к тебе, ибо ужасается; поелику Духом Божиим изгоняются злые духи.

37. Если уверуешь, не только получишь отпущение грехов, но и совершишь дела, превышающие силы человеческия. Дай Бог удостоиться тебе и Пророческого дара. Ты получишь благодать в той мере, как вместить можешь, а не в той, как я говорю. Мне можно говорить о малом, а тебе получить большее; поелику вера есть великая купля. Утешитель всегда будет хранить тебя, будет пещись о тебе, как о своем воине, и тогда, когда ты входишь, и тогда, когда исходишь, и когда зло умышляют против тебя. Он сообщит тебе всякого рода дары, если ты грехами, не оскорбишь Его. Ибо написано: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления (Еф. 4, 30). Как, возлюбленные, должно сохранять благодать? Будьте готовы к принятию благодати, и принявши не теряйте оной.

38. Сам же Бог всего, говоривший Духом Святым чрез Пророков, ниспославший Его здесь в день Пятидесятницы на Апостолов, Сам и ныне да ниспошлет на вас Его, и Им да сохранит и нас, благотворя всем нам вообще, чтобы всегда приносить нам плоды Святого Духа, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23) во Христе Иисусе Господе нашем: чрез Него, и с Ним слава Отцу вместе со Святым Духом, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Огласительное поучение восемнадцатое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: и во едину, Святую Соборную Церковь, верую воскресению плоти и жизни вечной. Также на слова Иезекииля: и бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих, и проч.

1. Корень всякого доброго дела есть надежда воскресения. Ибо ожидание награды укрепляет душу в доброй деятельности. Потому что всякий работник охотно переносит труды, когда предвидит за труды плату; а у тех, которые трудятся, не видя платы, прежде времени с телом изнемогает и душа. Воин в ожидании награды охотно идет на врагов; напротив никакой воин, находясь в службе у нерассудительного Царя, который не дает платы воинам за труды, не хочет умереть за него. Так и всякая душа, верующая воскресению, хранит сама себя, как должно; а неверующая воскресению пускается на погибель. Верующий, что тело воскреснет, хранит сию одежду, и не оскверняет тела любодейством: а неверующий воскресению предает себя любодейству, не радя о своем теле, как бы о чужом. Итак, вера воскресению мертвых есть важное наставление и учение Святой Соборной Церкви, важное и весьма нужное; и хотя многие противоречат оному, однако же истина удостоверяет в нем. Противоречат оному Еллины, не верят Самаряне, опровергают его еретики. Многообразно противоречие, а истина единообразна.

2. Еллины вместе с Самарянами противоречат нам так: отходить в землю умерший человек и сгнивает, весь превращается в червей, потом и черви умирают. Такой гнилости и разрушению подвергается тело: как же оно воскрешено будет? Утонувших пожрали рыбы, и сами оне пожраны. Сражавшихся со зверьми медведи и львы умертвили, сокрушив самые кости. Коршуны и вороны, съевши плоть лежащих мертвецов, разлетелись по всему миру. Откуда возьмется тело? Из птиц съевших оное; одной случится умереть в Индии, другой в Персии, а иной в земле Готфов. У других, кои сгорели в огне, и самый пепел дождь, или ветер разнес. Откуда возьмется тело?