Валентин Мордасов /Азбука духовной жизни/ Библиотека Golden-Ship.ru

Уклоняются от этой *Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Моск. подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. духовной борьбы, во-первых, ленивцы и малодушные — они пугаются ее и ропщут; во-вторых, — преданные чувственности, которые думают только о наслаждениях; в-третьих, — привязанные к миру, которые желают сра­жаться только из-за земных благ.

Малодушие и ропот, страсть к беспрерывным наслаждениям, стремление к покою, чтобы нас ничто не тревожило, — вот цель на­шей жизни, сводящая ее к ничтожеству.   О БЛАГОГОВЕНИИ к храму. Некогда Моисей, узрев чудесную купину (куст), горящую и несгорающую, и, желая приблизиться, чтобы рассмотреть чудо, услышал голос Бога, говорящего ему из среды куста: Не подходи сюда.

; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на кото­ром ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). И после, восхотев возвестить закон Свой на Синае, Господь за­претил, под страхом смерти, прикасаться к горе (см. Исх. 19: 12). Если Бог требовал такого почтения и бла- б гоговения к местам, на которых являл Свое присутствие только временно, то не большего ли Он требует почте­ния и благоговения к нашим храмам, в которых утверж­дает постоянное жилище Свое?

Преподобный Марк спросил преподобного Арсения Великого, по какой причине тот избегает БЕСЕДЫ с ни­ми (подвижниками египетской пустыни - Прим. Ред.). Арсений Великий ответил: «Знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе с Богом и человеком» [3] .   О    БЛАГОГОВЕНИИ    к    священным    вещам.  Неблагоговейное рассматривание и прикосновение ко священному ковчегу по возвращении его из плена фи-листимского повело за собою страшное наказание: мно­жество евреев были наказаны за это смертью.

Христианин должен чтить все священные вещи, но ради того, кого они изображают или кому служат орудием спасительного действия на нас. Чтит ли он Святой Крест Господень, икону Богоматери, Евангелие или другие священные предметы, мысль его должна быть устремлена к Богу, Богоматери и святым Его; и всякое действие почитания должно выражать чувство его к Богу, быть жертвенно усердным к Нему. Как усвоять себе БЛАГОДАТЬ?

Освобождаться от греха посредством веры и покаяния. Слушать и при­нимать Слово Божие.   Сообщать другим свое счастье и БЛАГОДАТЬ по­добает посредством учения, одобрения, примера. Христианское БЛАГОРАЗУМИЕ состоит в том, во-первых, чтобы мы старательно пользовались средс­твами душевного спасения своего. Как много средств предлагает нам Святая Православная Церковь для ос­вящения наших душ, для исправления нашей воли, для преуспеяния нашей веры!

Молитва, исповедь и прича­щение, старательное испытание своей совести, частое размышление об истинах христианской веры, чтение Священного Писания и других благочестивых книг, об­щение с благочестивыми людьми — все это весьма при­годные средства для того, чтобы просвещать наш ум знанием спасительных христианских истин, согревать наше сердце истинною любовью к добру, наполнять нашу волю благоугодною праведностью.

Во-вторых, христианин помнит о том, что без помощи благодати Божией мы не можем совершать добро и заслужить вечную жизнь, посему он усердно старается о приоб­ретении Божественной благодати. В-третьих, истинно благоразумный старается избегать всего, что может повредить душевному спасению его. Много вокруг нас искушений. Так как благоразумный христианин знает слабость человеческого сердца и силу искушений, то он заранее предостерегает себя, заранее бодрствует и внемлет.

Он наблюдает за своими глазами, ушами, и т.д., чтобы они не блуждали. Он наблюдает за своим воображением, чтобы оно не выдумывало ничего тако­го, что может быть опасным для чистоты души. Он на­блюдает за своими словами и разговорами, чтобы они не были как-либо противны вере и христианской жиз­ни. Искушение нетрудно победить на первых порах, но очень трудно после, когда оно укрепится.

  Какое различие между крестным знамени­ем, творимым мирянами, и БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ИЕРЕЙСКИМ? Обыкновенное крестное знамение есть долг всех христиан и выражает молитвенное призы­вание распятого на кресте Господа; благословение же иерейское тесно соединено с благодатию священства и показывает особую власть преподавать освящение дру- б гим.

Так изъясняют это Вселенские Соборы и святые отцы (VI Вселенский Собор, пр. 27; святитель Василий Великий, пр. 27). Потому и в видимом изображении креста положено различие для мирян и священников: мирянам Церковь указала одно простое сложение пер­стов в знамение Святой Троицы, а священникам назна­чила особое символическое сложение перстов с бук­венным изображением имени Иисуса Христа.

  О чертах БЛАГОЧЕСТИЯ. Сосредоточенность духа необходимо должна наложить на христианина печать серьезности или важности. Эта серьезность J будет иметь характер священный от представления живущего с нами Сына Божия. Подобно тому как присутствие высокого гостя исполняет весь дом, где он находится, некоторым особенным — строгим и важным — настроением умов его обитателей, и наш дух от общения со Христом должен получить священ­но-важный характер.

Христианина, проникнутого ве­рою в присутствие Христово, не в силах отнять у Бога никакая приманка суеты. Печать неотступной заботы душевной и тайной скорби по лучшей жизни должна лежать на всем существе и отражаться во всех делах истинно благочестивого. Одним словом, не себя он должен выказывать в себе, а Христа, Которого, по от­зыву Святого Предания, никто не видал смеющимся, а плачущим видели часто.   О БОГОБОРЦАХ.

Люди, живущие в борьбе с Богом, хотят разрушить даже установления Божии и уничтожить их благотворное влияние на образование, улучшение и счастье людей. Они препятствуют про­цветанию спасительных учреждений в человеческом обществе, которые под покровительством и защитою Божией должны служить ко благу человечества. Они противодействуют правильному распространению правильных познаний и просвещению ума, покрови­тельствуют суеверию или неверию.