В своей новой книге профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев размышляет о многовековой традиции миссионерства, связывая её изучение с проблемами дня сегодняшнего и будущего, — проблемами, важными не только для Православной Церкви, но и для всей России. С горечью говоря о демографических, нравственных и иных «больных вопросах» современности, известный богослов предлагает единственно верное, в его представлении, решение — «сбережение народа», напрямую зависящее от Церкви, которая обязана «выйти за пределы кадильного занавеса» и сделать всё возможное для обращения молодёжи в Православие, с его непреходящими, вечными ценностями.

18 См.: Св. Григорий Нисский. Слово о жизни св. Григория Чудотворца // Творения св. Григория Нисского. Ч. 8. М., 1872. С. 143.

19 Св. Григорий Нисский. Слово о жизни св. Григория Чудотворца // Творения св. Григория Нисского. Ч. 8. М., 1872. С. 193.

20 Архим. Макарий Глухарев. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 22 // Нестеров С. В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005. С. 294.

21 Св. Николай Кавасила. Богословские труды: Христос. Церковь. Богородица. M., 2002. С. 196.

22 Цит. по: Герье В. Блаженный Августин. М., 2003. С. 151.

23 Созомен. Церковная история. СПб., 1851. С. 133. «Церковные истории» Евсевия, Евагрия, Созомена, Филосторгия и «Знаменитые мужи» Иеронима о Фрументии ничего не сообщают.

24 Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003. С. 201.

25 Главным аргументом, конечно, была сама жизнь миссионера — Фрументий «побуждал их благожелательностью и милостями» (это только у Руфина, остальным историкам и эта деталь не важна). «Словеса опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть жизнь?» (Св. Григорий Богослов. Мысли, писанные четверостишиями, 3 // Творения. Т. 2. М., 1994. С. 22).

26 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2, М., 1994. С. 274.

27 Арианский император Констанций извещает эфиопских правителей, что, приняв Христа как небесного Царя, они заодно обрели и римского кесаря в качестве своего земного владыки: «Предмет великой заботливости и наибольшего рачения составляет для нас ведение Всесовершенного. Думаю же, что в подобных делах и весь человеческий род требует равной попечительности, чтобы все могли проводить жизнь с упованием, нимало не разноглася в исповедании о том, что справедливо и истинно. Посему, и вас удостаивая этого промышления и равняя вас в этом с римлянами, повелеваем, чтобы у вас в церквах имело силу одно и то же с ними учение. Поэтому же епископа Фрументия как можно скорее пошлите в Египет к достопочтеннейшему епископу Георгию и другим египетским епископам, которые всего более имеют право рукополагать и судить о подобных делах. Ибо, конечно, знаете и помните (если только не притворитесь, будто бы одним вам совершенно неизвестно признаваемое всеми), что сего Фрументия в этот сан поставил Афанасий, обвиненный в тысячах худых дел. Итак, если Фрументий с готовностью послушается, согласившись дать отчет во всем ходе дел, то для всех будет явно, что не разномыслит он ни в чем ни с церковным законом, ни с господствующею верою; и по окончании над ним суда будет поставлен, чтобы почитали его действительным и все права имеющим епископом» (Цит. по: Св. Афанасий Великий. Защитительное слово пред царем Констанцием, 31 // Творения. Т. 2. М., 1994. С. 70—71).

28 В русских переводах опущены те слова, которые преп. Симеон адресовал варварам (Блаж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996. С. 270; Блаж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. СПб., 1853. С. 211). Поэтому здесь я цитирую перевод С. Иванова (Византийское миссионерство... С. 60).