Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Своих мы должны всегда поддерживать, даже тогда, когда какие-то их взгляды мы не разделяем. Потому что в Писании сказано: «…доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6,10). Значит, среди православных мы должны всех признавать своими. Всех. Даже тех, которые чего-то не понимают до конца или понимают иначе, чем мы.

Надо проявлять дух уважения к каждому крещеному, к каждому миропомазанному, к каждому, кто причащается Святых Тайн, кто называет себя православным. Потому что быть православным в наше время — это очень ответственно и важно, и мы должны нести не дух разделения в православной общине, а дух объединения. Пусть все будут вместе в соборном единстве чад Божиих. Спаси Христос!   Беседа 7. Фиатирская Церковь. Тайна любви. Сначала похвали, а потом укоряй. Лучше плохо начать, но хорошо кончить. Как два монаха поругаться не могли. Иезавель. Полезные болезни.

«Что имеете, держите, пока приду…»   Сегодня мы продолжаем наши занятия по книге Откровения Иоанна Богослова. И сегодняшнее чтение — это к нига Откровения, 2 глава с 18-го по 29-й стих. Это обращение к Ангелу Фиатирской Церкви. Здесь мы находим такие слова: «И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр.2,18). Что такое Фиатирская Церковь?

В 60 километрах к юго-востоку от Бергамы (Пергама) лежит процветающий турецкий город Акхисар. Около 1 900 лет назад здесь располагался город Фиатира. Проповедующий Евангелие без труда мог добраться в Фиатиру по дороге, ведущей туда из Пергама, и затем обойти остальные церкви, о которых говорится в 3-й главе Откровения: сардийское, филадельфийское и лаодикийское.

В отличие от Пергама Фиатира, по-видимому, не была важным центром поклонения императору, однако там имелись святыни и храмы, посвященные языческим богам. Фиатира была известна как центр торговли. Фиатира располагалась у притока реки Гедиз (в древности Герм) на западе Малой Азии. Город славился многочисленными ремеслами. Из корней марены получали знаменитые пурпуровые краски.

Фиатира — небольшой городок в Ликии, ничем себя в истории не ознаменовавший, но известный в истории христианства тем, что из него происходила Лидия, продавщица «пурпурных тканий», которую просветил светом христовой веры святой апостол Павел во время своего второго благовестнического путешествия в город Филиппы. Вероятно, это и способствовало скорому утверждению христианства в Фиатире. Проф.

Глубоковский, пишет: «Ныне там проживает около 1000 семейств, из которых около половины принадлежат к христианам греко-восточного и армянского вероисповедания.  Всё в городе носит следы упадка, запустения и бедности.  Вне самого города в Ф. некогда находилось капище, посвященное Сивилле Самбафе (Саббе), на которое, может быть, и намекается в 2,20-22» Итак, начало Фиатирской Церкви — это обращение к Иисусу Христу через апостола Павла одной женщины по имени Лидия.

И целая община начинается с ее обращения ко Христу. Сказано: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян.16,14). Надо сказать, что служение женщин в христианских общинах — это очень важное служение. Многие храмы на русской земле открывались именно потому, что женщины начинали хлопотать за это.

Многие храмы так и не были закрыты, потому что женщины в самые тяжелые советские дни защищали их, и делали это более бесстрашно, чем мужчины. Поэтому вот эта женщина, Лидия, и должна являться вдохновительницей для женщин-христианок. Обращенная апостолом Павлом, она оказалась начатком целой церковной общины, большого христианского собрания в Фиатире.

И хотя Фиатира — небольшой город, но этому городу посылается откровение от Иисуса Христа, которое Он получил от Бога Отца и которое передал через Ангела Иоанну Богослову. Это свидетельствует о том, что Господь дорожит любой Своей общиной, Господь дорожит любым собранием верующих, даже если верующих мало. В Писании сказано, что если даже двое, трое соберутся во имя Христа, то Господь будет посреди них.

«…г де двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20). Здесь, в Сокольниках, мы собираемся для того, чтобы изучать слово Божие. Оно важнее любых слов. Святой и праведный отец наш Иоанн Кронштадтский писал, что Священное Писание, Библия, — это чистый источник благодатной воды без всяких примесей. Далее он писал, что писания святых Отцов — это источник той же воды, но уже с участием человеческого духа.

Далее он писал, что наши писания — это замутненный источник. То есть, чем дальше люди отходят от простоты библейского повествования, тем более непонятными становятся им божественные откровения. Слово Божие надо изучать вместе со святыми Отцами, поэтому мы и здесь стараемся зачитывать разные комментарии. Но при этом мы понимаем уникальность самого текста Библии, неподражаемость каждого библейского стиха.

18-й стих, давайте перечитаем его снова: «И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану». Надо заметить, что Сыном Божиим Иисус Христос во всей к ниге Откровения называет Себя только один раз. И только в этом месте. Что это может означать для нас? Скорее всего, это может означать то, что у Фиатирской Церкви были некоторые проблемы.

И эта Фиатирская Церковь должна была бы убедиться в том, что познание о Боге надо искать не от людей, а от Сына Божия. Ибо Сын Божий — это Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинна, Он из недр Отчих Сущий, Он один может засвидетельствовать всю правду об Отце, являясь Его Единородным Сыном. «так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный…» Андрей Кесарийский поясняет: «о гневидность очей указывает на просвещение праведников и попаление грешников».