Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Тот, Который создал нас по подобию Своему, по образу Своему, Сам принимает образ, зрак раба, становится подобным нам. Вот тайна любви, непостижимой любви. Как же мы должны относиться друг ко другу после того, как Бог стал Человеком? Ведь Он стал Человеком ради каждого человека, живущего на земле. Независимо от его религии. Независимо от его национальности. Независимо от его пола. Независимо от его возраста.

Независимо от его социального положения. Златоуст прямо говорит: «е сли ты один, грешник, жил бы на земле, ради тебя одного Иисус Христос пришел бы и умер на Кресте». Вы только задумайтесь над этими словами! Мы привыкли, что Христос умер за грехи всего мира. Но, оказывается, по отношению к каждому из нас, отдельно взятому, Он умер только за тебя.

Осознать это — понять величие Божией любви. Точнее, не понять, а приблизиться к пониманию Божественной любви. Которую мы всецело не можем постигнуть, поэтому вот эти слова: «и ноги подобны халколивану» своей неопределенностью как бы подводят нас к этой тайне. Далее в обращении к Фиатирской Церкви мы читаем 19-й стих 2 главы. Те из вас, которые принесли текст, следите по тексту: «знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» (Откр.2,19). Господь поощряет Фиатирскую Церковь.

Ту Церковь, которая началась с обращения одной женщины, Лидии, через апостола Павла. Она обратила кого-то еще, потом появились мужчины в ц еркви, появились диаконы, пресвитеры, епископ, но все начиналось с одной женщины. Если вы проанализируете обращение ко всем семи ц ерквам, то увидите, что Господь обязательно делает замечание каждой из ц ерквей.

Но, как правило, эти замечания предваряются неким поощрением, неким прославлением той или иной Церкви, то есть Господь обличает так, чтобы мы не впали в уныние. Помните, как Господь помогал апостолу Петру, когда Петр стал утопать в море? Господь взял его за руку, ввел его в лодку и только потом сказал: «Почему ты усомнился?» То есть, Он сначала помог и только потом обличил в маловерии: «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14,31) Это урок для нас.

Если вы хотите человека обличить в чем-то, прежде ваших слов сделайте какое-то добро для него. Сначала помогите человеку, потом будете иметь нравственное право сделать ему замечание. Но мы делаем наоборот. Мы сначала можем накричать на человека, а потом думаем: что-то мы переборщили, может быть, извиниться? Этого не должно быть в жизни христиан.

Христиане должны быть очень любезными людьми. Чем христианское понимание жизни отличается от понимания жизни во всех других религиях? Неважно, как они себя называют. Во всех других религиях после человека на первом месте стоит его культ, его вера. И он смотрит на всех других людей, на все человеческое общество через свой культ, через свою религию, через свою веру.

Он делает им замечания: вы не так поститесь, вы не так одеты, вы не так молитесь, вы не так понимаете Писание. Он смотрит через культ, через зашоренность своего личного, субъективного понимания религиозности. Это путь сектантский. И таким сектантом может оказаться и православный человек, если он всех будет осуждать, поправлять, одергивать. Христианин иначе выстраивает отношения.

Сначала ты сам, то есть твое восприятие, потом ближний, то есть общество, и потом твой культ, твое понимание Бога. Почему в христианстве культ не стоит на первом месте? Потому что Господь сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24). Это текст из Нагорной проповеди.

То есть, в христианстве отношения с Богом выстраиваются через отношения с человеком, с любым членом человеческого сообщества. Сам Христос поставил знак равенства между Собой и любым другим человеком, когда сказал: Меня посетил в темнице тогда, когда другого посетил в темнице. Накормил кого-то — Меня накормил. Напоил кого-то — Меня напоил.

Пришел к какому-то больному — ко Мне пришел (см. Мф.25,35-40). Я не дословно цитирую, но смысл ясен. В христианстве служение Богу осуществляется через служение человеку. А в других религиях ради служения богам людей сжигали на кострах. Вы видите, как мусульманские экстремисты ради служения богу взорвали маленьких детей в Беслане. Потому что для них их культ на первом месте.

Если для вас на первом месте будет стоять ваш культ, это значит, что вы свою религию используете для враждебных чувств по отношению к другим людям. Какая самая лучшая икона Бога? Икона — это образ. Самая явственная икона Бога, общаясь с которой, мы точно общаемся с Богом, — это любой человек. О первом человеке, об Адаме сказано, что он создан по образу Божьему. По-гречески образ — это эйкон. Человек — икона Бога. Он создан по образу Бога.

Вот почему, служа любому человеку, мы служим Богу. Итак, когда у вас появится желание накричать на человека на религиозной почве, если у вас появится такое желание, например, во время поста, когда вы придете домой голодный, а там ближние ваши едят колбасу, — вот тут следует сдержаться. Потому что христианский культ существует не для того, чтобы делать сложными наши отношения с людьми.

Напротив, он весь существует для того, чтобы возвысить нас до правильного общения с людьми. В Писании сказано: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4,20) Итак, не задавай себе вопрос: как я могу служить Богу, а лучше посмотри: кто сидит рядом с тобой.