Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Итак, мы видим цвета этих камней — зеленый, желтый, красный, и далее сказано: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр.4,3). Радуга над престолом свидетельствует о том, что милосердие доминирует. Вот если камень яспис и сардис представляют некие противоположности в Боге: гнев и милосердие, справедливость и прощение, то радуга показывает, что над всем доминирует любовь, она преобладает. Как появилась первая радуга?

Когда окончился Потоп и люди вышли из ковчега, они боялись далеко отходить от него. Они боялись, что, если опять поднимется вода, они не успеют спрятаться в ковчеге. Они были так напуганы этим Вселенским потопом, что не могли спокойно жить. И тогда Господь сказал: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт.9,13-15). То есть радуга — это удивительное явление небесное — есть свидетельство мира Божия, который заключается с миром человеческим.

И она доминирует, она над троном, над троном Божиим. И вот это напоминание Богу — есть такая своеобразная метафора. В Библии очень много метафор, вот это надо понять. Например, сказано: «одесную Бога», «очи Бога»; сказано: «Бог сошел посмотреть». Бог не имеет правой и левой стороны, он не человек с двумя руками. Ему не надо, чтобы что-то увидеть, сойти и посмотреть.

Это метафоры употребляются в Священном Писании для того, чтобы сделать повествование более доступным для нас. Поэтому нельзя буквально воспринимать то, что мы читаем, особенно о Божестве. Как сказано, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2,14-15). Это совершенно необходимо, особенно, если мы читаем Книгу Откровения, эту пророческую к нигу. Если сказано, что «сидящий видом был подобен камню яспису», это не значит, что Бог — камень. «Подобен» — то есть нам даются образы, символы, подобия которые мы должны постараться понять.

Но что значить «видеть» Господа, ведь сказано: «Бога не видел никто никогда…» (Ин.1,18).   «Кто может подумать, что говорит что-либо по плоти (языком – О.С.) тот, кто описывает себя пребывающим в теле (с руками и ногами в – О.С.) Духе?  Муж, в высшей степени испытанный Богом своим, ничего не воспринимает телесно, ничего земного не воспринимает.

  Но он был в Духе, так что мог видеть Господа величия, Которого он видит в Духе, но не созерцает во плоти»  (Апрингий, IV век).   Следующий стих: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца» (Откр.4,4). Что это за старцы? Кто они такие? Интересный вопрос. С древних времен христиане учили, что двадцать четыре старца, которые сидят на престолах вокруг трона Господа, - это двенадцать патриархов еврейского народа, дети Иакова и двенадцать апостолов Иисуса Христа.

Двенадцать патриархов символизируют собою ту полноту Богообщения, которой люди достигли в Ветхозаветной Церкви, а апостолы, двенадцать апостолов показывают нам на ту полноту Богообщения, которой мы можем достигнуть в Церкви Иисуса Христа. Почему я намерено, говоря об апостолах, сказал, что они символизируют то, что мы можем достигнуть в Иисусе Христе?

Почему я не сказал, что это символизирует то, чего они сами уже достигли? Дело в том, что в Библии, особенно в Новом Завете, почти нет таких книг, в конце которых не было слова «аминь». Ну, встречаются такие книги в Писании, где в конце нет слова «аминь». Но почти везде в Новом Завете это слово есть. Но вот в Книге Деяний святых апостолов в конце этого слова точно нет.

И эта книга обрывается совершенно неожиданным повествованием. Почему? Потому что история Церкви продолжается. История Церкви, которая началась в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, продолжается. Сейчас история Церкви — это мы с вами, христиане других собраний. Сейчас Церковь Христова — это верующие во Иисуса Христа православные люди, рассеянные по всему миру. Вот сейчас мы живем. Те, которые были до нас, они умерли.

Было много, много поколений христиан, потом придет другое поколение после нас, если Господь продолжит жизнь на земле, но вот это время — это наше время, поэтому мы очень ответственно должны относиться к тому, что теперь христианами, реально существующими в этом мире, являемся мы с вами. По нам будут судить о нашей вере. По нам будут судить даже о личности Иисуса Христа, нашего Господа.

В Писании сказано: «Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками» (2Кор.3,2). Видите, все нас узнают, все нас читают. Что значит читают? То есть, по нам составляют представление о христианстве как таковом. Поэтому православный христианин не должен быть каким-то занудой, он не должен быть недружелюбным, он не должен быть агрессивным. Апостол говорит: «Всегда радуйтесь» (1Фес.5,16).

Я вот сейчас смотрю на спящего Андрея и вспоминаю Книгу Деяний святых апостолов. Там рассказывается о том, как однажды юноша уснул под проповедь апостола Павла, вывалился в окно, и по молитвам апостолов вернулся к жизни. Меня всегда радует то, что самые пожилые — самые бодрые во Христе. Жаль, что наша молодежь такая квелая в благодати.