Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

А пожилые люди смотрят юношеским взором, у них больше интереса к религии. Я бы очень боялся, если бы на занятия воскресной школы для взрослых ко мне ходило бы много молодежи. Это было бы свидетельство того, что я неправильно учу. Обычно молодежь где собирается? У еретиков, у обновленцев, там очень много молодежи, там одна молодежь. А вот то, что именно пожилые люди ходят на эти занятия, для меня очень дорого.

Потому что пожилой человек — это хранитель веры. Понимает он это сам или не понимает, но это факт. Некоторые говорят: — Почему наша Церковь со старушечьим лицом? А мне нравится Церковь со старушечьим лицом. Потому что я уверовал через свою бабушку. Я знаю, что многие из вас тоже уверовали через своих бабушек. И вы вспоминаете их старческие лица, как они учили вас молитвам, вы вспоминаете их старые руки, как они складывали ваши пальчики и показывали, как надо креститься.

И как они радовались, когда вы первый раз перекрестились. Но это не значит, что молодежь не имеет права к нам приходить, и мы радуемся за Андрея и за других молодых людей, которые к нам приходят. Итак, вокруг престола двадцать четыре престола, и на престолах двадцать четыре старца — это двенадцать патриархов еврейского народа и двенадцать апостолов Иисуса Христа.

Сказано далее об этих двадцати четырех старцах: «которые облечены были в белые одежды» (Откр.4,4). Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Белые одежды указывают на чистоту жизни, вечное веселие и торжество, уготованное святым». Вы видите, что ожидает святых на Небесах, их ожидает вечное веселье и вечное торжество. Это мессианский пир, который не будет прекращаться.

Но вы знаете, как вам ни парадоксально покажется то, что сейчас я вам скажу, в вечности, когда вы будете в Раю, если Господь вам попустит, а я думаю, что это будет так, - вы будете иногда вспоминать немножко с грустью вот именно эти времена. Почему вы их будете вспоминать, находясь в Раю? Потому что вот эти времена — это времена, когда вы делаете свой выбор в Боге.

Эти времена есть единственные времена, когда вы можете причащаться Тела и Крови Иисуса Христа. Причастие прекратится, когда Сын Божий придет. Он Сам говорил: «сие творите в Мое воспоминание... Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11,24,26). Поэтому не надо думать, что существует какой-то серьезный контраст для верующих людей между земной и небесной жизнью.

Для верующего православного человека Вечная жизнь начинается в этой временной жизни. Вот та часть нашей жизнь, которую мы проводим в храме, за Богослужением, в общении слова Божия, эта часть нашей жизни уже принадлежит вечности. Это уже и есть Рая открытые двери. Когда вы дома молитесь утром, вечером, - эта часть вашей жизни уже принадлежит вечности, открыты двери небесные.

Поэтому это решающее, ответственное время, оно должно для нас иметь принципиальное значение, и мы всегда с радостью будем вспоминать, если мы сделаем правильный выбор: как хорошо, что мы его сделали, успели сделать его во дни своей земной жизни! Потому что если человек до смерти не примирится с Богом, он вообще с Ним не примирится. Бог может что-то изменить.

Но человек уже ничего не сможет исправить в своей жизни. И вот сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией, где говорилось о нищих, увечных, хромых, слепых, — это характеристика нашему состоянию, это характеристика всей земной Церкви. Не надо думать, что те люди, которых мы почитаем как святых, совершенно не хромали нравственно. Хромали, да еще как!

Вспомните слова Макария Великого, который говорил о себе: «Я уже сколько лет подвизаюсь, — это он на старости лет говорил! — и многие считают, что я многого достиг в Господе, а меня до сих пор поборает блудная страсть». То, что святые сами говорят о себе, это правда. И русский народ охотнее слушает эту правду. Вы знаете, что в старину читали за службой жития святых по Пр́ологу. Была такая книга — Пр́олог.

Это книга церковного чтения, в которой на каждый день было чтение какого-то жития. И каждый день читали, но все жития люди постепенно отменили и оставили одно житие — Марии Египетской. Мы же его читаем каждый год. Почему вот людям дорого и любо слушать житие Марии Египетской, а все остальные отменили, все-все? Потому что для христианина очень важно увидеть пример человека, который в нравственном смысле даже был хуже его.

Но он достиг возможности пережить Божие прощение. Мы с вами все нищие духом, а если мы не считаем себя нищими духом, то мы что? — не блаженны. В Писании сказано: «Блаженны нищие духом» (Мф.5,3). Мы все с вами изувечены грехами. Искалечены ими, буквально искалечены ими. А кто не считает себя изувеченным грехом, ему и в храм тогда не надо ходить. Зачем? А зачем ты в храм ходишь?

Один человек пришел ко мне на исповедь и говорит: — А у меня нет грехов. Я ему говорю: — Ну, тогда Вам в храм не надо ходить. Он говорит: - Батюшка, ну как же, как же без храма-то? Я ему говорю: — А зачем Вам храм? — Ну, причащаться. Я говорю: — Причастие — во оставление грехов. Ну, как мы молимся: «во оставление грехов и Жизнь вечную».

У вас грехов нет, значит, Вам не надо причащаться. Он говорит: — Ну, мало ли там, я вот себя легче чувствую от этого. Я говорю: — Для такого святого человека, как Вы, если у Вас нет грехов, для Вас весь мир — храм. Вон, Господь светильники зажег: звезды, Луну, Солнце, ходите и радуйтесь. Этот мужчина задумался. Он говорит: — Ну, я уже исповедал все грехи, я уже ничего не знаю за собою. Я так хорошо живу.