Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

«Перед престолом море стеклянное, подобно кристаллу» — это чистота ангельского служения. И далее сказано: «и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Откр.4,6). Четыре животных, и все исполненны очами, спереди и сзади. Владыка Аверкий пишет: «Некоторые думают, что под этими животными разумеются четыре стихии и Божие ими управление и сохранение или Божие владычество над небесными, земными, морскими преисподними.

Но как ясно из дальнейшего описания вида этих животных, это, без сомнения, те самые Ангельские силы, которые в таинственном видении святаго пророка Иезекииля на реке Хавар поддерживали таинственную колесницу, на коей как царь восседал Господь Бог. Эти четыре животных послужили как бы эмблемами четырех евангелистов. Множество очей их означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего».

Давайте откроем Книгу пророка Иезекииля, 1 главу, 28 стих. Здесь сказано следующее: «В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом», — то есть там тоже присутствует радуга, и там присутствуют вот эти удивительные животные, об этом сказано несколько раньше. С 1-го стиха: «И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. В пятый день месяца (

это был пятый год от пленения царя Иоакима), было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).

И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иез.1,1-10).

Если вы разбираетесь в церковной иконографии, то лицо человека обычно отождествляется с Евангелием от Матфея, лик льва — с Евангелием от Марка, вид тельца — с Евангелием от Луки, а вид орла — с Евангелием от Иоанна. Почему эти четыре животных исполнены очами? Это свидетельство о том, что слово Божие открывает нам в́идение всех вопросов.

Изучая четыре Евангелия, мы можем постичь величайшие глубины духовной жизни. Мы можем получить ответы на любой, самый насущный вопрос, который нас беспокоит. Для Бога нет мелочей. В духовной жизни нет мелочей, все имеет огромное значение. И вот это всев́идение евангельских животных — есть свидетельство о том, что Божие Откровение  живо и действенно, и оно просвещает нас всех.

«И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву (как мы прочитали и у Иезекеиля, — О.С.) и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр.4,6-7). Святой Андрей Кесарийский толкует так по поводу образа льва: «Лев — символ мужества».

Вообще у Отцов встречаются иногда разные истолкования. Не надо никогда удивляться, что по одному и тому же вопросу мы можем найти у разных святых Отцов разные истолкования. Просто так получается, что одно истолкование дополняет другое. «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр.4,8).

Здесь мы будем подводить итог сегодняшней нашей беседы. Итак, на Небесах нет покоя в том смысле, что нет остановки в духовном делании, там день и ночь совершается богослужение. Там восклицают небесные Силы: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель», там старцы падают ниц перед престолом, там совершается служение Богу. Когда я об этом говорю, наверняка некоторые, особенно молодые, немножко напряглись, потому что человек, приходящий на службу, обычно спрашивает: — А сколько будет служба идти по времени?

Человеку говорят: — Ну, часа два. Тогда он спокойно воспринимает. А если ему скажут: — Часа четыре, - он напрягается. А сейчас мы говорим о том, что там, в Царстве Небесном, не будет перерыва. Вот сейчас вы сидите здесь, на этой беседе, и каждый из вас немножко меняет положение своего тела. Вот, я опираюсь на эту руку, потом на эту руку, мы ищем успокоение телу, такое удобное положение, которое приносило бы нам отдохновение.

Давайте поймем, что в духовном мире мы будем вне вот этих телесных ограничений. Для нас духовное общение будет составлять непрерывное благое наслаждение. Но даже и тогда, когда наше тело воскреснет, это будет другое тело. Оно уже не будет иметь этих бесконечных изъянов. Посмотрите на детей: они все постоянно сутулятся, у них какие-то проблемы с позвоночником, может быть, не хватает каких-то витаминов.

Им действительно тяжело бывает стоять в церкви. Но, так как я прошел какие-то ступени церковной жизни, я обратил внимание на такую деталь. Это даже не деталь, это очень серьезное обстоятельство. Когда я просто стоял в храме, мне было тяжело. Когда меня, маленького, поставили рядом с подсвечником и сказали: — Вот, меняй тут свечки, — мне стало полегче, я чем-то занимался.

Потом, когда меня поставили на клирос и сказали: — Будешь петь с нами, — мне стало еще легче, и служба стала казаться короче. Когда я стал чтецом в храме, мне вообще показалось, что служба очень быстро идет. Когда я стал дьяконом в церкви, вообще уже не замечал службу, так она быстро проходила. Священником — еще быстрее, стремительнее.