Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

«И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву (как мы прочитали и у Иезекеиля, — О.С.) и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр.4,6-7). Святой Андрей Кесарийский толкует так по поводу образа льва: «Лев — символ мужества».

Вообще у Отцов встречаются иногда разные истолкования. Не надо никогда удивляться, что по одному и тому же вопросу мы можем найти у разных святых Отцов разные истолкования. Просто так получается, что одно истолкование дополняет другое. «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр.4,8).

Здесь мы будем подводить итог сегодняшней нашей беседы. Итак, на Небесах нет покоя в том смысле, что нет остановки в духовном делании, там день и ночь совершается богослужение. Там восклицают небесные Силы: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель», там старцы падают ниц перед престолом, там совершается служение Богу. Когда я об этом говорю, наверняка некоторые, особенно молодые, немножко напряглись, потому что человек, приходящий на службу, обычно спрашивает: — А сколько будет служба идти по времени?

Человеку говорят: — Ну, часа два. Тогда он спокойно воспринимает. А если ему скажут: — Часа четыре, - он напрягается. А сейчас мы говорим о том, что там, в Царстве Небесном, не будет перерыва. Вот сейчас вы сидите здесь, на этой беседе, и каждый из вас немножко меняет положение своего тела. Вот, я опираюсь на эту руку, потом на эту руку, мы ищем успокоение телу, такое удобное положение, которое приносило бы нам отдохновение.

Давайте поймем, что в духовном мире мы будем вне вот этих телесных ограничений. Для нас духовное общение будет составлять непрерывное благое наслаждение. Но даже и тогда, когда наше тело воскреснет, это будет другое тело. Оно уже не будет иметь этих бесконечных изъянов. Посмотрите на детей: они все постоянно сутулятся, у них какие-то проблемы с позвоночником, может быть, не хватает каких-то витаминов.

Им действительно тяжело бывает стоять в церкви. Но, так как я прошел какие-то ступени церковной жизни, я обратил внимание на такую деталь. Это даже не деталь, это очень серьезное обстоятельство. Когда я просто стоял в храме, мне было тяжело. Когда меня, маленького, поставили рядом с подсвечником и сказали: — Вот, меняй тут свечки, — мне стало полегче, я чем-то занимался.

Потом, когда меня поставили на клирос и сказали: — Будешь петь с нами, — мне стало еще легче, и служба стала казаться короче. Когда я стал чтецом в храме, мне вообще показалось, что служба очень быстро идет. Когда я стал дьяконом в церкви, вообще уже не замечал службу, так она быстро проходила. Священником — еще быстрее, стремительнее.

Я однажды беседовал с епископом и спросил его: — Владыко, вот у меня такие ощущения, у вас так же? Владыка говорит: — Да, вот стал епископом, и кажется, что только зашел в храм — и уже выходишь. Вот эта стремительность, по мере духовного роста, эта стремительность общения в благодати, она будет возрастать. И неудобство, которое сейчас может причиняться сложным повествованием — иногда я беру очень сложные темы, для того, чтобы вас питать не только легкой пищей, но и твердую пищу давать, — вот все эти условности постепенно будут уходить в прошлое.

И уже сейчас многие из вас, которые регулярно читают утреннее и вечернее правило, видят, что они входят в некий ритм. Например, я не могу по-настоящему проснуться, если я не читаю утренних молитв. Я просыпаюсь, когда читаю именно утренние молитвы. Чувствую, что как водой омываюсь, и сразу какая-то бодрость появляется. А если не прочитал по каким-то обстоятельствам, то весь день сонный ходишь.

Итак, мир Божий, этот удивительный мир, который приоткрывается для нас в этих священных текстах, которые мы сегодня изучали, он заслуживает внимательного рассмотрения. Поэтому, если будем живы и Господь позволит, в следующее воскресенье мы соберемся и будем читать 4-ю главу Книги Откровения с 9-го стиха и ниже.   Вопросы и ответы   — Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, можете их задавать. — Я не знаю, что такое смоковница.

— Смоковница — это дерево, на ней смоквы растут. Это плоды — инжир, или фиги, ими люди питаются. Но если смоковница испытывает недостаток воды, она может засохнуть и не принести плодов. И сухая смоковница очень хорошо горит. Поэтому сухую смоковницу стараются бросить в огонь. Смоковница — это символ либо плодоносящего, либо духовно не плодоносящего верующего человека.

Человек может быть верующим, но один верующий приносит плоды, а другой не приносит, бесплоден. Такой символ. Причем Христос, когда Он рассказывает притчу о смоковнице, Он рассказывает о Израиле Божием. Что это был Божий народ, но он не принес плода. И поэтому — срубили и бросили в огонь. Холокост — эта трагедия еврейского народа, ужасная, конечно, трагедия, была вызвана тем, что они не приняли Бога.

Ведь, действительно, они осудили Сына Божия на смерть. Было решение суда, причем оно было незаконно. По еврейским законам нельзя выносить приговор в тот же день, когда совершается суд, по Закону Божьему должна быть дистанция между вынесением приговора и исполнением. Они нарушили там очень много законов: и талмудических, и законов Торы. И Бог очень серьезно их наказал.

Поэтому притча о смоковнице имеет двоякое значение. Для нас, христиан, в смысле — приносим мы плоды или нет, а по отношению к Израилю — это трагедия нации. Пожалуйста, еще вопросы. — Говорили, что з ападная церковь умерла, поясните, пожалуйста. — Западная ц ерковь, Римская ц ерковь, — это была Церковь, которую основали два первоверховных апостола — Петр и Павел.