Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

А Восточная ц ерковь — мы, православные христиане, никогда не расставались со словом Божиим. Никогда! Во-первых, Восточная ц ерковь получила Евангелие на греческом языке, от апостолов. В древности Восточная ц ерковь — это в основном были греко-говорящие люди. Ветхий Завет — это была Септуагинта, греческий перевод. Когда Восточная Церковь, Православная х ристианская Церковь, распространялась на разные земли, сразу делали переводы Священного Писания.

Когда свет Православия пришел в славянский мир, Кирилл и Мефодий, равноапостольные братья, сделали перевод славянской Библии, и наши предки принимали веру с текстом Священного Писания. Когда этот язык устарел, был сделан русский синодальный перевод. То есть мы — народ, который не расстается с Библией. А они кричат, что знают Библию. Они полторы тысячи лет жили без Библии.

Вот представьте: человека не кормить, не кормить, а потом дать ему пищу. У него что произойдет? Заворот кишок. А они полторы тысячи лет жили без Библии, потом у них появилась Библия, и у них заворот мозгов произошел, потому что они все ее по-разному стали истолковывать. Все по-разному. Баптисты — по-своему, адвентисты — по-своему, лютеране — по-своему, англикане — по-своему, «свидетели Иеговы» — по-своему. Заворот мозгов, иначе не скажешь. — А вот святые, они как?

Католики и православные — и все равно святые. Могут ли православные христиане молиться и взывать к святому к атолической церкви? — Я понял вопрос. Раскол произошел в 1054 году, и все те святые, которые были в Западной Церкви до раскола, они считаются и нашими святыми. Поэтому у нас в календаре много святых Римских пап: папа Лев, папа Григорий Двоеслов, святитель Антипа Римский...

Вот во время Великого Поста мы совершаем Литургию Преждеосвященных Даров, ее составил папа Римский Григорий Двоеслов. И мы их всех почитаем. Все святые Западной Церкви, которые были до 1054 года, у нас признаются. И сейчас православные даже ведут исследования о тех святых, о которых мы забыли. Например, святой Патрик, он же жил до раскола, и сейчас Греческая Церковь его в свои святцы внесла.

И у нас тоже сейчас издаются книги о святых Ирландии, Англии, потому что они же тогда все были православными, отклонение произошло, окончательное отступление, падение, только в 1054 году. Мы очень почитаем Августина Блаженного, это великий отец Западной Церкви. Западная Церковь была Православная Церковь, но когда они ввели новые понятия и исказили Символ веры, разорвали литургическое общение с нами, наложили на нас анафемы, - конечно, мы стали разными ц ерквами.

Но если они изменят отношение к нам, если они проявят дух покаяния, это будет благо, если они опять станут православными. Католики очень упрямы были в своих заблуждениях, но вот теперешний Римский папа проявляет дух покаяния, смотрите, он у всех просит прощения. Он в Грецию прибыл и приносил покаяние за то, что вытворяли католики, особенно крестоносцы, против греков.

Когда разрушали святыни, воровали наши мощи. Дай Бог, чтобы у них покаяние было, чтобы они вернулись к чистоте Православия. А обряд — он всегда был разным. На Западе был свой обряд, у нас был свой обряд, но когда-то мы были вместе. — Для Бога это как национальность, вероисповедание? В моем понимании святой есть святой. Бог же не делит людей ни на религиозных и нерелигиозных, ни по национальности. Как понять? Вот этого я не понимаю. — Я отвечу так.

Святость — это то, что является проявлением Божией милости к человеку. Это не его какие-то индивидуальные качества проявляются. — А если человек заслужил своей жизнью? — Человек не может своей жизнью заслужить святость. Святые Отцы говорят, что даже Причастие святое человек не может заслужить своей жизнью. Святые Отцы говорят, что если на одну чашу весов положить частицу Причастия, а на другую — все сокровища мира, то Причастие перевесит.

Мы получаем доступ к благодати и святости по Божьему милосердию. Мы не зарабатываем святость, вот это надо понять. Это очень важно, для того чтобы правильно обустроить свою духовную жизнь. Поэтому святость — как раз вопреки индивидуальным особенностям человека. Вот Савл был гонитель христиан, а стал первоверховным апостолом Павлом. Августин Блаженный был сектант, был в ереси, в секте еретиков манихеев, покаялся, стал великим учителем Церкви.

Вы знаете, какой была Мария Египетская, которую сегодня мы вспоминали. Так получается, что святость — она как раз вопреки индивидуальным особенностям человека, вопреки его вот этой внутренней институции, его менталитету. Святость — это некая духовная революция, которая полностью преображает человека, меняет его совершенно, делает его другим, неузнаваемым.

Святые люди даже менялись внешне, именно духовно возрастая. Я знаю многих людей, которые были неверующими, и у меня на глазах они стали верующими, потом я видел, как некоторые из них становились дьяконами, священниками, и они внешне даже менялись, у них взгляд становился совсем другой, более какой-то осмысленный, появлялось более целостное восприятие жизни.

Поэтому святость не есть что-то автономное. Если человек мог бы заработать благодать своими собственными усилиями, Иисусу Христу не надо было бы приходить на землю, людям достаточно было бы исполнять Моисеев Закон. Но так как люди не способны были исполнить Закон, Он и пришел на эту землю, чтобы поддержать нас, ослабленных грехом, ослабленных этой поврежденной плотью.

А плоть повреждена у нас в результате грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Никогда не забывайте этот эпизод из Евангелия, когда апостолы — апостолы, святые! — подошли и спросили: «Кто же может спастись? — И Господь сказал: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19,25,26). То есть, если чего-то человек достигает в жизни, то только благодаря Иисусу Христу, по Его милосердному заступлению, ходатайству за нас.